?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Владимир

Владимир

Нашёл источник этого образа про мироздание как океан незримой реальности, откуда выпрыгивают рыбы физических явлений. Оказывается, это слова Уильяма Хэтчера из его эссе о естественнонаучном доказательстве существования Бога:

+++++++++++++++++++
Действительность зримая и незримая
Сначала мы установим принцип объективного существования незримого мира, т.е. части действительности, внешней относительно человеческой субъективности, но недоступной человеческому наблюдению. Иными словами, есть силы и объекты, которые мы не можем наблюдать напрямую, но которые существуют объективно, то есть независимо от любого человеческого восприятия.
Давайте начнём с простейшего примера. Предположим, что мы держим указательным и большим пальцами некоторый небольшой объект — например, карандаш,— а затем отпускаем его. Мы видим, что он падает вниз, и мы говорим, что его заставляет падать сила тяжести. Но давайте вновь посмотрим на это явление. Разве мы действительно видим направленную вниз силу, действующую на карандаш, нечто, что его тянет или толкает? Конечно, нет. Мы никак не наблюдаем силу тяжести. Скорее мы выводим существование некоторой невидимой силы (называемой гравитацией), действующей на объекты, лишённые опоры, с целью объяснить иначе непостижимое движение объектов вниз.
Теперь давайте более пристально взглянем на исходное положение карандаша и зададимся таким вопросом: в тот момент, когда мы его отпускаем, каковы логически возможные (с физической точки зрения) направления, в которых он может начать двигаться, если принимать во внимание только исходное состояние само по себе? Ответ, конечно же, будет таков, что любое направление логически возможно. Нет ничего, что физически мешало бы карандашу проследовать в любом направлении; не можем мы заметить и чего-то такого, что выделяло бы одно направление среди других. Однако в действительности мы замечаем, что одно из направлений (вниз) оказывается предпочтительным, ибо сколько бы раз мы ни повторяли наш простой эксперимент по отпусканию карандаша, он начинается двигаться вниз. Таким образом, мы наблюдаем упорное и значительное отклонение от случайности (хаотичности).
В науке говорится, что некое явление происходит случайно (хаотично), если все возможные логически варианты реализуются с одинаковой частотой. Иными словами, если бы поведение свободных объектов, подобных только что отпущенному карандашу, было случайным, мы могли бы ожидать, что время от времени реализовывались бы также и некоторые другие логические возможности. Однако наши наблюдения показывают, что они не только не реализуются с той же относительной частотой, но одна из них вообще оказывается уникально привилегированной. Таким образом, мы наблюдаем упорное, систематическое и значительное отклонение от случайности, и именно это отклонение (не обусловленное никакой видимой причиной) приводит нас к мысли о существовании ненаблюдаемой силы, выступающей причиной такого неслучайного поведения.
Этот пример насчёт гравитации иллюстрирует общие принципы научного метода: Всякий раз, как мы сталкиваемся с наблюдаемым явлением, которое без видимой причины выказывает упорное отклонение от случайного поведения, мы чувствуем за собой логическое право утверждать, что наблюдаемое неслучайное явление обязано действию некоей ненаблюдаемой силы или ненаблюдаемого объекта. Действительно, поступать иначе значило бы грубо отклоняться от логики и науки. Существование каждой из четырёх основных сил современной физики (гравитация, сильное и слабое ядерные взаимодействия и электромагнитные силы) было выведено именно таким образом. Этот принцип является настолько основополагающим, что вся наука рухнула бы, если бы его отвергли.
Однако давайте отметим, что мы не доказали абсолютно точно существование гравитации. Логически возможно (хотя, конечно, весьма маловероятно), что каждый из наблюдаемых случаев действия гравитации, от начала письменной истории и по сей день, был обязан просто удачному стечению обстоятельств. Скептик (назовём его «агравитист») мог бы заявить: «Я понимаю, почему вы верите в существование гравитации, но я предпочитаю не верить в эту незримую силу». Такой скептик может предположить, что завтра мы проснёмся и обнаружим, что мир погрузился в полный хаос и беспорядок, и отпущенные объекты летают во всех направлениях,— и тогда мы осознаем, что наш тысячелетний опыт был всего лишь серией весьма удивительных совпадений.
Как мы уже знаем из нашей вышеприведённой дискуссии по поводу научной методологии, мы никак не в силах полностью опровергнуть этого скептика. Мы, конечно, можем указать на то, сколь мала вероятность его правоты, однако любой скептик имеет полное право упорствовать в своём маловероятном убеждении. Вместе с тем, скептик не может сохранять свой антигравитационный скептицизм и притязать на научность или рациональность своей точки зрения. Мы установили, что существование незримой силы гравитации является, на данный момент, самой правдоподобной альтернативой, и любой, кто целенаправленно избирает менее вероятную альтернативу, по определению действует антинаучно и иррационально. (И вновь, это не то же самое, что признание наличия других логических возможностей, сколь угодно маловероятных).
Возвращаясь к нашему примеру с падением отпущенных объектов вниз, заметим, что мы продемонстрировали значительно больше, чем просто существование незримых или ненаблюдаемых сил или объектов. Мы показали, что наблюдаемые следствия вполне могут иметь ненаблюдаемые причины. Мы показали, что есть множество примеров наблюдаемого поведения, которое нельзя объяснить зримым образом. Выражаясь более философским языком, мы показали, что видимый мир несамодостаточен, что он не содержит в себе «достаточную причину» самого себя; явления видимой реальности порождаются (возникают из) незримого мира.
Позвольте проиллюстрировать эту истину простой аналогией. Представьте, что мы стоим на берегу бескрайнего океана. Океан и его таинственные глубины — это величественный, незримый мир. Иногда из воды выпрыгивает рыба, а затем опять исчезает в глубинах океана. Краткий момент, в течение которого рыба виднеется над поверхностью, и есть какое-нибудь из явлений видимого мира.
Эта аналогия довольно неплохо выражает современную физическую точку зрения (в частности, точку зрения квантовой физики) на окружающий мир: воспринимаемые нами макрообъекты видимой действительности состоят из миллиардов и миллиардов крошечных энергетических пакетов, называемых элементарными частицами, пребывающих в относительном, но временном равновесии и постоянном движении. Эти частицы порождаются незримой реальностью (чистой энергией), и всякий раз, когда равновесие нарушается, они возвращаются в эту незримую реальность.

Posted by Владимир Чупин on 24 июл 2018, 18:13