chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Почему я не Свидетель Иеговы

Вот я и приехал в Калининградскую губернию. Пока всё идёт просто замечательно -- рука Божия меня явно поддерживает, как ни выспренне это прозвучит.

Самое яркое впечатление от пребывания здесь -- Свидетели Иеговы. Как и можно было предположить. Кто-то спросит: «А дорогие и возлюбленные бахаи?» Соглашусь -- бахаи тоже подарили немало радостных и ярких минут, особенно дочка Лидовских Ульяна. Ей сейчас семь лет, она пошла в первый класс, учится играть на скрипке, обладает недюжинными акробатическими талантами и т.д. и т.п. Ещё раз в этой связи задумался о том, что детей надо заводить в юном возрасте -- когда тебе уже 35, дети воспринимаются несколько мутно. А жаль...

Ну да ладно. Бахаи -- это своё, родное. С ними всё идёт как по рельсам. А вот Свидетели -- это опыт совершенно новый. Конечно, я и раньше с ними встречался, и вынес из этих встреч впечатление весьма отрицательное. Чего стоила лаборантка в Новосибирском универе, дама предпенсионного возраста, которая меня как-то раз три часа окучивала после окончания занятий, так что я еле ноги унёс. Пенять, конечно, не на кого -- сам всех расспрашивал о смысле жизни. Но после этого я от неё с такой поехавшей крышей выполз, что еле по коридору шёл. И тут приятное воспоминание -- сидит в этом коридоре, по которому меня на подгибающихся ногах кидает от стенки к стенке, кришнаит. Весь из себя инвалид, ДЦП по полной программе и на одном глазу бельмо. Продаёт книжки, как водится -- все такие яркие, с картинками. Одет в белый балахон, на шее бусы -- и при этом таким веет от него спокойствием и благостью, что прямо бальзам на сердце. Подхожу я к нему и спрашиваю: «Ну отчего люди такие злые,а?» «А они колбасы много едят»,-- безмятежно отвечает он. И так меня этот ответ восхитил -- я почему-то подумал, что это крайне удачная шутка. Только много позже, уже когда бахаи стал, я понял, что это они так серьёзно думают.

«Давай,-- говорит этот инвалид,-- я тебе песню спою, чтобы у тебя стало на душе легче». Достаёт такие маленькие тарелочки, сантиметров пять всего в диаметре, а под их тонкий звон начинает мне петь «Харе Кришна». Чем дальше, тем веселее -- пока вдруг не отворилась дверь аудитории и не выглянул возмущённый профессор со словами: «Нельзя ли потише? У нас тут лекция».

Вспоминается и ещё одна встреча с иеговистами, в новосибирском метро. Бахаи дружною толпой... кочуют, как известно, не только по Бессарабии -- короче, провожали мы кого-то на вокзал. А потом, естественно, спустились в метро, чтоб домой поехать. И тут навстречу Свидетели. Молодые люди совсем, во главе -- девушка лет двадцати двух в огромных очках, как с рекламы бухгалтерских курсов. С журнальчиками. Мы, конечно, к ним с распростёртыми объятиями: «Как приятно встретить верующих людей! В наши тяжёлые времена это особенно ценно! Ля-ля-ля, примите и проч.» Короче, бурный поток восторгов, плавно переходящий к финальной фразе о том, что в курсе ли они -- Христос вернулся! У них глаза стеклянные. Предводительница исключительно вежливо говорит: «Прежде, чем будете уничтожать литературу, прочитайте её, пожалуйста». Буря возмущения с нашей стороны: как можно подумать, что мы будем уничтожать такую красивую литературу! Бахаи выступают за уважение ко всем религиям! Мы её не только сами прочитаем, но и другим передадим! Бездна терпения в их глазах. Наконец, буря возмущения с нашей стороны выдыхается. Опять исключительно вежливые слова предводительницы: «И всё-таки, прежде, чем будете уничтожать литературу, прочитайте её, пожалуйста». Немая сцена. Столкновение цивилизаций. Картина маслом: «Казаки наносят официальный визит турецкому султану».

Такие вот у меня были предыдущие столкновения со Свидетелями Иеговы. И вдруг приезжаю я в славный город Озёрск. Пять тысяч населения. Разрушенная кирха, которую из жалости забрали себе католики, но на восстановление у них пока всё равно нет денег. И второй очаг Веры Бахаи в Калининградской области -- Олег Юрьевич Матвеев, врач скорой помощи. Жена -- Свидетельница. Мир и согласие между ними не поддаются описанию. Держатся за руки постоянно. Смотрят друг на друга с умилением. Сказка наяву. Зовут жену Наташа.

И вот тогда-то начинается самое интересное. Тут вам не здесь! Никаких стеклянных глаз (хотя учится Наташа на бухгалтера :-) Столкновение цивилизаций, но настроение в точности наоборот: «Мишки-панды и еноты-полоскуны обмениваются своими технологическими достижениями». Открывается Библия, зачитываются главы из Исаии про «отрасль от корня Иессеева» и про «созывание рассеянных Иудеев от четырёх концов земли» (уже исполнилось -- следуют мои рассказы про паломничество). Выпиваются литры чая, поедается кастрюля супа, тазик салата и макароны с соевой кашей (по приколу, а не из идеологических соображений -- Библия разрешает есть мясо, да и Бахаулла был не против). Дискуссия продолжается, наверное, до двух часов ночи, после чего переходит в глубокий освежающий сон.

Такой вот был радостный день, напомнивший мне о самых счастливых деньках в универе, когда мы ночи напролёт вот так же обсуждали философские вопросы. А наутро поехали мы в соседний Черняховск, где у Олега живут родители, и где вечером должно было состояться собрание Свидетелей. Вот об этом я, наверное, и хотел рассказать, а всё предыдущее было просто как бы введением. Хотя и затянувшимся -- признаю.

Итак, Зал Царства Свидетелей Иеговы. Простое одноэтажное здание. Дверь не открывается -- в замке сломался ключ. Около полусотни человек мёрзнут полчаса на улице под мокрым снегом. Наконец, кто-то мужественно проникает в здание через крышу и впускает всех внутрь. Внутри дубак -- натопить не успели. Но я решаю, что не зря ведь я, наверное, обливаюсь холодной водой по утрам и вечерам -- буду выглядеть прилично и куртку сниму. А то Свидетели-то все в костюмчиках и галстучках, а я в одежде почти дорожной -- просто чёрная рубашка, под которой белая майка. С бахайской цитатой :-), но её никто не увидит по причине дубака. Башмаки меня заставили начистить перед выходом из дома :-)

Собрание Свидетелей -- это апофеоз упорядоченности. Оказывается, одни и те же уроки проходят по всей Земле в один и тот же день. Пять минут отводится на местные объявления, всё остальное по единому всемирному расписанию, с точностью до последней запятой. Выступают только мужчины, женщины могут подключаться на второстепенных ролях -- разыгрывают сценки с ситуациями обучения Вере, например, или говорят из зала, если проповедник задаёт вопросы. Микрофон выступающим подносит специально выделенный человек, так что заминок не возникает ни малейших.

Характерны рассматриваемые темы. Помимо чтения отрывков из Библии (без толкований -- насколько я понял, личные толкования у них осуждаются в принципе) говорят об ораторском искусстве (хорошая дикция, правильная расстановка пауз при чтении Библии вслух), о психологических аспектах контактов с людьми. Летом будет областной конгресс -- на протяжении минут двадцати втолковывается диспозиция участников, что нельзя жить где попало, а только там, где указано согласно «теократическому порядку». Ехать должны все, хотя принуждения нет -- просто каждый должен осознать, насколько важен этот конгресс, и заранее отложить деньги, договориться с начальником на работе и с неверующими членами семьи.

Говоря кратко, основа Свидетелей Иеговы -- это порядок во всём. Американский порядок, замечу в скобках -- то есть со строго отмеренной долей анархии. Главное -- изучать Библию как она есть, толкования допускаются только самые минимальные. Но молитвы читаются своими словами -- это уступка анархии, чтобы люди не чувствовали себя роботами (цитата из Наташи). Безупречная одежда, безупречная дикция, безупречное следование координирующим указаниям руководителей. При этом я бы ни за что не назвал их тоталитарной сектой -- порядок во внешних проявлениях достаточно мудро сочетается с внутренней свободой иметь любое личное понимание Библии. Высокие нравственные стандарты: никакого разврата, никакого предосудительного поведения вообще. «Старейшины», то есть самые главные в городе, назначаются «районными надзирателями», то есть самыми главными в некоем районе -- а там, должно быть, и далее по иерархии. Никаких демократических выборов, то есть. Ведёрко по рядам не пускают с просьбой пожертвовать кому сколько ни жалко -- этим они особенно гордятся. Учить Вере могут только «сертифицированные» проповедники (по-моему, называются «возглашатели»).

И тут я задал себе вопрос: интересно, а что я отвечу, если меня спросят, почему я не Свидетель Иеговы? И сложился у меня такой вот ответ (помимо догматического заявления, конечно, что Христос уже давно вернулся и дал другие указания, кем быть и что делать -- мы же учёные, нам не пристало такими голословными заявлениями кидаться :-).

Вот пришёл Бахаулла и обрисовал, каким должен быть Новый Мировой Порядок. Прообразом этого порядка является община бахаи -- неорганизованная, разболтанная и хаотическая. Правительство выбирается (выбирают вечно кого попало), на летние-зимние школы никто не регистрируется, хотя организаторы волком воют от отчаяния и призывают более ответственно отнестись к бронированию мест для своего проживания. Учить Вере может кто угодно, никто его знания заранее не проверяет.

Какой же из Мировых Порядков лучше? И вот сдаётся мне, что порядок, как видят его иеговисты, это нечто слишком жёсткое. Приятно, когда нет бардака, но ведь любой порядок -- это откусывание кусочка от свободы. Наташа с нами отказалась Рухи проходить, и даже молитвы за столом не соглашается читать коллективно -- если она читает, то мы не должны, а если мы читаем, она в другую комнату уйдёт. То есть они совсем не хотят сделать мир единым живым организмом, и это грустно.

Вот поэтому я и не Свидетель Иеговы. Если восторжествует Порядок Бахауллы, то иеговистам там найдётся достойное и уважаемое место. А вот если восторжествует порядок Свидетелей, то там найдётся место только им самим...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments