chupin

Category:

Женщины в музыке

комментарии к видео Майкла Наки «Почему женщины играют в шахматы хуже мужчин? И так ли это вообще?»

Я не буду ничего говорить о шахматах, я в них не специалист. Но я могу сказать о музыке.

Конечно, как Майкл и говорил в своём видео, возникает вопрос измеримости показателей успеха. Отец Юдит Полгар выбрал шахматы именно потому, что здесь можно легко измерить успех. Математика была отвергнута по причине того, что успех математика довольно трудно измерить. С музыкой та же ситуация. Как измерить успех музыканта? Деньгами? Популярностью? Оценками критиков? У каждого из этих методов есть свои недостатки.

Вообще-то если посмотреть на успехи женщин в музыке, они вроде бы не так уж плохи. Однако тут есть свои особенности. Хотя Гари Каспаров, перечисляя профессии, в которых женщин пока не достигли большой известности, назвал и композиторов. 

В музыке можно достичь успехов по-разному. Есть области, где основную роль играют физические данные. Поэтому среди популярных женщин-музыкантов выделяются вокалистки, — то есть, это та область, где на первый план выходят физические особенности. Есть мужской вокал и есть женский вокал. Это совершенно разные области, конкуренции между ними практически нет. В индустрии высоко востребованы как те, так и другие.

Значительно меньше среди женщин виртуозов-инструменталистов. Много ли вы знаете женщин-гитаристок, например? Дело в том, что владение неким музыкальным инструментом требует технических навыков, и тут женщины сталкиваются со всеми этими барьерами, которые до сих пор перед ними воздвигаются во многих странах. Например, я помню, что один мой друг-музыкант говорил в 90-х: «Женщины не могут толком играть на рояле. Рояль в этой паре доминирует, скорее это он играет на женщине». Я помню, что я об этой фразе много лет потом размышлял, в том числе и когда стал бахаи. Мы же знаем от Абдул-Баха, что «женщины ни в чём не уступят мужчине». Почему же, думал я, среди женщин так мало выдающихся учёных технических специальностей, или сервис-инженеров, или автомехаников, или программистов? Или, вот, музыкантов-инструменталистов? 

Всё изменилось в последние годы, когда вдруг на мировую музыкальную сцену ворвалась настоящая армия совершенно великолепных японских женщин-музыкантов. В конце концов, именно благодаря этому нашествию японок я нашёл истинно свою любимую музыкальную группу — BAND-MAID.

Вот тут и возникает очень интересный вопрос — что такое очень правильное сделали японцы, что девочки у них вдруг начали в массовом порядке достигать невиданных высот в такой очень технической области, как владение музыкальными инструментами?

Как бахаи, я, конечно, выбираю религиозное объяснение 😊. Я ещё со времён универа, где у нас был курс по истории религий, запомнил эту теорию Макса Вебера про «протестантскую трудовую этику». Кто это у нас недавно сказал, что «главная проблема России — православие»? Верующие оскорбились, естественно 😂. А меж тем, это хорошо известная религиоведческая теория, и оскорбляться тут не за что. 

Ключевой вопрос, как мне объяснили в курсе истории религий, это вопрос о благодати. Если в народе распространено глубокое убеждение, что «с трудов праведных не наживёшь палат каменных», какого же богатства можно ожидать для социума? Только для отдельных кулаков-мироедов и олигархов-убивцев. Ну ещё для чиновников-взяточников. В православии чётко говорится, что лучше быть бедным и больным, а не здоровым и богатым. Идеал человека, тот, кого при жизни будут уважать, а после смерти назовут святым, — это монах, или юродивый, или ещё кто из этой серии. Не знаю, есть ли среди святых богатые люди, прожившие длинную и счастливую жизнь? Думаю, если и есть, то это редкие исключения.

Ну и отношение к женщинам зависит от соответствующей религиозной доктрины. Я помню, что читал в своё время предисловие к одной книге, написанной женщиной-бахаи. Оказывается, она была из зороастрийского рода — а в Зороастризме женщины и мужчины всегда считались равными, в отличие от Ислама или Христианства. Не было никаких споров о том, есть ли у женщин душа, и никто не распространял историй о том, как чёрт нанял женщину сделать гадость, а в оплату посулил ей новые башмаки. И когда он эту плату передавал, то побрезговал даже к женщине подойти, повесил эти ботинки на кончик длинной палки и так ей протянул. Потому что женщина, видишь ли, сто очков даст вперёд любому чёрту.

В религии синто всей этой бредятины никогда не было, насколько я понимаю. Было и угнетение женщин, конечно, и жуткая эксплуатация, — но все чётко понимали, что это всё по экономическим причинам, никто не пытался подвести под это идейную и философскую базу. Угнетали точно так же и мужчин. 

Но были и «звёзды», как среди мужчин, так и среди женщин. Мужчины играли в театре кабуки, а женщины были гейшами. 

Причём гейша — это ведь отнюдь не в первую очередь проститутка. Даже признаки были формальные — у гейши пояс на кимоно завязывался сзади, а у куртизанок — спереди. Гейши были культурной элитой общества, они могли сыграть на любом музыкальном инструменте, знали наизусть всех великих поэтов и умели поддержать беседу с любым гостем.

Поэтому так интересно сейчас смотреть на группы типа BAND-MAID. Это истинное продолжение традиции гейш — на самом высоком уровне. Да, в общем-то, они и сами этого не скрывают, потому что у них есть вторая инкарнация — BAND-MAIKO. Оказывается, «майко» — это так назывались гейши в Киото. В Токио были гейши, в Киото — майко.

Поэтому, наверное, я с таким интересом могу смотреть на то, как они развлекают толпу во время перерывов. Конечно, главная гейша там — Мику, но и Саики в последнее время активно участвует тоже. Остальные девочки присоединяются по мере сил, Мику их организует на это, как массовик-затейник. 

Вот сказал бы мне кто-нибудь три года назад, что я буду сидеть 20 минут, очарованно уткнувшись в экран и внимая разговорам пяти девочек на языке, из которого я понимаю только местоимения… А то и вообще слушаю это всё в наушниках, только как звук. Я никогда не прокручиваю эти разговоры, когда слушаю запись концерта. Они ничуть не менее интересны, чем собственно музыкальные номера.

Так что сегодня, в этот чудесный день 8 марта, Международный Женский День, я с радостью поздравляю всех девочек из BAND-MAID, желаю им покорить мир и наполнить всю Землю красотой и гармонией!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened