chupin

Category:

Зачем мы Богу

Бахаулла формулирует смысл жизни довольно кратко. Он больше говорит о том, как надо жить. Мне весьма интересно, сколь многие из тех, кто каждый день провозглашает в молитве, что существует ради того, чтобы «познать Бога и поклоняться Ему», понимает, что такое «познать Бога»? Собственно, из этого вопроса и родилось данное эссе. Это очередной трактат из бесконечной темы «Маги и Посланники: сравнительный анализ Веры бахаи и трудов Карлоса Кастанеды». Когда-то я мечтал о том, чтобы сопоставить прямо предложение за предложением все книги Кастанеды и все книги Веры бахаи, но это было бы, конечно, непосильной задачей. По три-четыре страницы рассуждений на каждый абзац только основных книг Бахауллы — это уже было бы солидное многотомное издание, а я не Владимир Ильич Ленин. 

Ну так вот. У Кастанеды смысл жизни сформулирован несколько жёстко, и сам дон Хуан признавал, что формулировка древних видящих на этот счёт ему не очень нравится. Он отмечал, что величественный и вызывающий благоговейный трепет процесс формулируется в терминах «простого питания», а это не совсем правильно.

Если вкратце, то маги древности так словесно сформулировали происходящее во Вселенной:

Высшая Сила («Орёл» — то есть, Бог) «несёт яйца». Он порождает светящиеся зачаточным осознанием коконы живых существ. Далее эти живые существа развиваются, растут и увеличивают свет своего осознания, накапливая ощущения и понимание в течение всей своей жизни. Затем, в момент смерти, Орёл разрывает их, «как орёл разрывает заячью тушку», и пожирает. Ням-ням.

Действительно, выглядит как-то вульгарно, в этом я согласен с доном Хуаном. Причина этого низкого стиля в описании смысла нашего бытия, конечно, понятна, — маги не любили фанатиков и презирали излишний пафос, поэтому постарались дать такую терминологию, которая бы способствовала максимальной трезвости и научному скептицизму.

Самое интересное, как всегда, кроется в деталях. Орлу хочется вкусной пищи — и поэтому Он в последний миг перед смертью вводит живое существо в состояние «третьего внимания», когда осознание охватывает весь светящийся кокон. То есть, в последний момент перед человеком «проносится вся его жизнь» — это известное наблюдение. Дон Хуан поясняет, что цель этого — «очистить пищу Орла».

Хм… Получается, не всякое знание и не всякие ощущения одинаково полезны?

И вот тут мы приходим к очень интересной догадке. Так вот, оказывается, зачем Бог посылает нам Своих Посланников и пытается научить нас чему-то! Ему действительно важно, чтобы человек знал истину, а не забивал свою голову выдумками!

Я вижу этому такое объяснение. Мы знаем из квантовой механики, что наблюдатель выполняет очень важную функцию — детерминировать реальность. Так вот, мне представляется, что Бог — это Наблюдатель, который не детерминирует реальность. Он всевидящ, всезнающ, всемогущ — но при этом не занимается микроменеджментом. 

Кошка Шрёдингера — не жива и не мертва, пока ты не откроешь ящик.
Кошка Шрёдингера — не жива и не мертва, пока ты не откроешь ящик.

Кошка Шрёдингера не жива и не мертва, пока Шрёдингер не откроет ящик. Бог знает, окажется кошка живой или мёртвой, — но Его знание не помещает эту кошку в то или иное конкретное состояние. Чтобы схлопнуть волновую функцию/расщепить вселенные Эверетта, нужен физический наблюдатель.

Кстати, с этой точки зрения получает объяснение и существование иных «коконов», о которых говорится у Кастанеды, — тех, которые не светятся осознанием. Я думаю, что они светятся, но настолько тускло, что для человека они выглядят как мёртвые. Это то, что сейчас принято называть «неживой природой», — но, согласно представлениям бахаи, это тоже жизнь, только очень примитивная.

Ведь реальный наблюдатель в воображаемом эксперименте с кошкой Шрёдингера, — это детектор. То есть, кусок камня. Поэтому Абдул-Баха относит царство минералов к царствам жизни. Минералы à растения à животные à человек à Богоявления. Минералы тоже выступают наблюдателями, именно они, как макроскопические объекты, обеспечивают схлопывание простейших волновых функций, — например, определяя, через какую щель пролетит фотон или в какой момент распадётся радиоактивный атом.

Каждый выбор, который мы делаем, расщепляет Вселенную на две версии.
Каждый выбор, который мы делаем, расщепляет Вселенную на две версии.

Многим хотелось бы, чтобы Бог поражал молнией с небес каждого злобного преступника — но Он очень редко это делает. Понятно, что убийства и злодейства на нашей маленькой планетке — это суета сует и мельтешением бактерий, с точки зрения великой Вселенной. Но Бог также и отвечает на молитвы — мы знаем, что Он действительно карал некоторых злодеев, которые совсем уже перешли черту. Например, Он наслал на город Шираз эпидемию холеры в тот момент, когда злобный градоправитель арестовал Баба — и градоправитель всё осознал, раскаялся, и Баба отпустил. Он поразил ужасными болячками Волка и Змею, которые ограбили и казнили двух братьев-бахаи, прозванных «Царь Мучеников» и «Возлюбленный Мучеников». 

Но в основном Бог предпочитает не вмешиваться. Почему же? 

Моя версия — потому что Он не видит, на самом деле, многих явлений, которые происходят в Его Царстве. Ну или видит Их как-то иначе, чем мы. Мне представляется, что Его взаимодействие с миром идёт больше через молитвы верующих — точнее, молитвы понимающих. Понимающие люди детерминируют реальность, а потом взывают к Богу с просьбой что-нибудь в этой реальности поправить. Как говорится, выделите опечатку и нажмите Ctrl-Enter. 

В основном это происходило, если свидетелем несправедливостей было Само Богоявление, — как Баб в Ширазе. Но это могли быть и очень продвинутые люди — как это было в Исфахане с «Царём Мучеников» и «Возлюбленным Мучеников». Потому что хотя сами братья всех простили и ни на кого не держали зла, но их понимание реальности было настолько чётким, что оно в точности передалось Бахаулле, сидевшему в это время в далёкой тюрьме, и Он три года потом рассказывал в каждой Своей Скрижали об их великом подвиге, и призывал гнев Божий на головы Волка и Змеи.

Если же происходящим возмущаются люди непонимающие, то их видение остаётся смутным и реальность они не детерминируют в достаточной степени. А тогда Богу и нет смысла вмешиваться, потому что там всё в тумане. Как доверять сообщениям об опечатках от того, что пишет «В это васкрисенье…»?

Смысл жизни и смысл смерти

Бахаулла формулирует смысл жизни тоже через смерть, кстати:

Пророки и Посланники Божии явлены с единственной целью — направить человечество на прямую Стезю Истины. Главное предназначение Их откровения — просветить людей, дабы в час смерти могли они в совершенной чистоте, святости и в полной отрешённости вознестись к престолу Всевышнего.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, LXXXI)

Сравните с тем, как это объяснял дон Хуан:

Третье внимание достигается, когда свечение осознания превращается в огонь изнутри — свечение, которое зажигает не по одной полосе за раз, а одновременно все эманации Орла внутри кокона человека.

Дон Хуан сказал, что испытывает благоговение перед непреклонным устремлением новых видящих к достижению третьего внимания в течение жизни, пока они обладают личностным самоосознанием.

Он не счёл нужным останавливаться на тех редких случаях, когда люди и другие живые существа случайно входят в неизвестное и непознаваемое, не отдавая себе в этом отчёта. Дон Хуан сказал, что каждый такой случай — это дар Орла. Впрочем, для новых видящих вход в третье внимание, — тоже дар, но значение этого дара несколько иное. Он скорее служит наградой за достижение.

И ещё дон Хуан сказал, что в момент смерти все человеческие существа входят в непознаваемое, и некоторые из них достигают третьего внимания, но всегда лишь на непродолжительное время и только для того, чтобы очистить пищу для Орла.

— Высшее свершение человеческого существа,— закончил дон Хуан, — достичь этого уровня, сохранив жизненную силу и не сделавшись бестелесным осознанием, которое, подобно мерцающей искорке, взлетает прямо к клюву Орла, чтобы быть им поглощённым.

(Кастанеда, том 7. «Огонь изнутри»)

Очень похоже, да?

Почему важно знать истину

Теперь, наконец, мы можем более чётко осознать, почему так важно знать истину и почему все Богоявления выстраивали такие сложные идеологические системы, которые помогли бы людям преодолеть предрассудки. Конечно, религии у большинства людей ассоциируются с мракобесием, но таково уж свойство людей — они страшно любят заблуждаться. Даже из религии могут сделать бесовское орудие.

Если Бог есть наблюдатель, который не определяет реальность, то как Он не тонет в этом море неопределённости? А очень просто — Он создаёт огромное количество живых существ, от простейших камней до сложнейшего человеческого существа, и выпускает их в мир, чтобы они его познавали и детерминировали. «Человек — это способ звезды смотреть на звёзды», — как сформулировал это Питер Рассел в фильме «Глобальный мозг». Я бы сказал, способ Вселенной смотреть на саму себя. Или способ Бога познать Своё творение, как угодно.

Поэтому если воспринимающий субъект видит не реальность, а предмет своего воображения, это очень болезненно для Бога, я думаю. Это как фантомные боли — у тебя чешется палец на ноге, а ногу-то у тебя давно ампутировали, её просто нет. Так и убеждения верующего в плоскую Землю, например, — Земля на самом деле круглая, а человек верит, что она плоская. Неверное знание, которое не поможет Богу схлопнуть волновую функцию. Вместо простого выбора «кошка Шрёдингера мертва или жива» такой человек вполне может начать нести какой-нибудь бред типа «православие или смерть».

Поэтому и в момент смерти человек осознаёт всё содеянное им — чтобы отделить зёрна от плевел и передать Богу только истинную информацию, отсеяв все пустые выдумки и тщетные мечтания.

Но души неверных — и Я сему свидетель — в свой последний миг осознают, что благо прошло мимо них, и оплачут печальную участь свою, и смирятся пред Богом. Сие продолжится и после того, как души их расстанутся с телами.
Вполне очевидно, что после физической смерти каждый человек оценит по достоинству дела свои и осознает всё, что им содеяно. Клянусь Дневным Светилом, сияющим на небосклоне Божественного могущества! Последователи Единого Бога истинного, расставшись с земной жизнью, испытают такую радость и такое блаженство, что не поддаются описанию, тогда как жившие во грехе испытают ужас и потрясение, и души их наполнит такой страх, с коим ничто не сравнится. Благо тому, кто вкусил изысканного и нетленного вина веры чрез милости и многочисленные щедроты Того, Кто есть Господь всех Вер.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, М., 2009, LXXXVI)

Все люди равны, но некоторые равнее

Тут ещё уместно будет, наверное, прокомментировать уровни наблюдателей-познавателей. От камня-детектора требуется достоверно определить простое событие — распалось ядро урана или нет. Однако и этот камень может ошибиться, если будет несовершенен, — скажем, в детекторе будет некий структурный дефект, и от него будут поступать ложноположительные или ложноотрицательные сигналы. Детектор тоже должен достичь совершенства, чтобы не было ошибок.

Человек же способен определять истины более высокого порядка. Например, был Навальный отравлен «Новичком» или нет? Ядерное оружие увеличивает наши шансы на выживание или создаёт дополнительные риски? Кто виноват в глобальном потеплении и что с этим делать? Ну и так далее. Камни, растения и животные такие вопросы решать не могут, тут требуется человек. Причём человек непредвзятый и умеющий пользоваться научным методом познания, готовый признавать свои ошибки и менять свои взгляды, если реальность им противоречит. Если же наш ум подвержен заблуждениям и мы не способны отличить истину от заблуждения, то пища Орла будет токсичной.

Из этой же серии строгая заповедь о правдивости. Сознательная ложь — самое неприятное, что может произойти с нами как с детекторами реальности. Обнаружил, что атом распался, а баллону с ядом сказал, что нет. И вот уже эксперимент нарушен. Что прикажете делать теперь кошке, помирать или подождать пока? Опять же, период полураспада начнёт выглядеть иначе, и физикам придётся заново его измерять. Куча проблем, в общем.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened