chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Ещё о критерии Поппера

Продолжаю читать книжку Мужана Момена «Феномен религии». И вот до какого удивительного и никогда не приходившего мне раньше в голову заявления дочитал:

Многие религиоведы (и вообще учёные, занимающиеся гуманитарными науками в целом и социальными -- в частности) отмечают такую неприятную вещь: невозможно утверждать, что то-то и то-то является фактом. Не раз и не два натыкались они на то, что в упор не видели каких-то фактов, которые не укладывались в их теории, и только по прошествии изрядного времени становилось понятно, в какое прокрустово ложе пытались они уложить тот или иной незнакомый им феномен. Например, человек, выросший в христианских западных странах, везде ищет «верования», тогда как в традиционных восточных религиях (буддизм, индуизм и проч.) такого понятия вообще нет. Другой пример -- религии индейцев Северной Америки. Антропологи и религиоведы очень долго не могли заметить центральной для этих религий идеи овладения «силой», потому что эта идея была глубоко чужда Христианству.

Для того, чтобы как-то обойти эту проблему, были придуманы два «критерия» -- «проверяемости» (verifiability) и «фальсифицируемости» (falsifiability). Последний из них и известен как «критерий Поппера» (придуман Карлом Поппером, 1902-94). Критерий проверяемости гласит, что любое заявление имеет смысл только в том случае, если его можно проверить эмпирическими наблюдениями. Критерий фальсифицируемости, соответственно,-- что некое заявление, претендующее на осмысленность, должно иметь такую природу, чтобы его можно было потенциально опровергнуть. Именно критерий Поппера распространился в качестве общепринятого мерила научной ценности любых гипотез (подробное обсуждение того, почему критерий «проверяемости» неудовлетворителен, см., например, в http://chupin.ru/library/Matthews_Proofs.htm)

Так вот, Мужан Момен высказывает такую мысль: критерий Поппера (и даже критерий проверяемости) абсолютно нерелевантны при изучении религий. Почему? Возьмём простой пример. Некий человек заявляет: «Мои грехи прощены и я спасён». Очевидно, что это заявление нельзя ни проверить, ни опровергнуть, однако вряд ли кто-то возьмётся утверждать, что эти слова бессмысленны для сказавшего их. Напротив, они для него важнее, чем небо и земля, вместе взятые, и определяют все его поступки до конца жизни. Исключая такие «факты» из рассмотрения, позитивисты (то есть сторонники «научного метода») оставляют за рамками своего внимания огромный пласт явлений, сжимая своё видение до крошечного пятачка сугубо материальных вещей.
Subscribe

  • BAND-MAID: двухлетний юбилей концерта в Амстердаме

    BAND-MAID в Амстердаме 16 ноября 2018 г., перед концертом в клубе Melkweg. Два года назад, 16 ноября 2018 года, BAND-MAID сыграли…

  • О сменяемости власти

    Читаю тут некоторые бизнес-материалы по Казахстану, и вижу: «Президент Казахстана дал указание...» И вспомнилось мне, что ведь уже давно не…

  • (no subject)

    Разгорелась тут у меня дискуссия с одним человеком в YouTube. Очень интересное видео от Майкла Наки было, и мы там с одним товарищем зацепились…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments