chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Жизнь духа

Есть такой тренинг у бахаи -- называется "Институт Рухи". Так вот, за компанию с моим дорогим другом Вениамином решил я на этот тренинг походить (уже в который раз, но это не важно -- почему-то там каждый раз получается как первый!)Проходим мы первый курс, "Жизнь духа". Обычно он у нас по вторникам вечером в Национальном Офисе, но тут мы решили, что хорошо бы форсировать события, и запланировали дополнительное занятие на выходной, каковое событие и имело произойти позавчера, в субботу.Скажу я вам, занятие это преинтересное! Идея состоит в том, что нет никакого "гуру", который бы делился своей мудростью с аколитами, но есть Книга, то есть Святое Писание (единственное, что остаётся нам от Богоявления после того, как Он покидает этот мир), которое и содержит ответы на все вопросы нашей нелёгкой жизни. Многие этим фактом бывают поначалу возмущены, потому что ужас как хочется узреть живого Учителя -- но таковы реалии нынешней фазы бытия человечества (а может быть, они и всегда были таковы, просто мы склонны идеализировать былое?) Идеальных людей нет -- с этим вроде бы все соглашаются, но когда доходит дело до вопросов мистических, почему-то народ так и тянет переложить ответственность на кого-нибудь другого, пусть несовершенного, так достаточно наглого, чтобы изображать из себя Великого Просветлённого. Поначалу, когда я стал бахаи (между прочим, это произошло 10 лет назад -- впервые я встретился с бахаи 1 августа 1994 года, а к 6 сентября, если я правильно помню, ещё рассуждал о том, что никакого Бога нет), так вот, когда я только стал бахаи, я тоже полагал, что духовное развитие невозможно без Учителя, и меня весьма огорчил тот факт, что никакого учителя нет и не будет, а всё придётся делать самому. Вроде как это и очевидный факт, но так хотелось мне встретить кого-нибудь великого! А их нет... Даже члены Всемирного Дома Справедливости никакие не святые и не всезнающие -- постоянно в своих выступлениях они допускают ошибки. Наверное, это Бог так устраивает, чтобы желание обожествить их усыхало на корню. Например, Али Нахджавани, про которого я наслушался восхищённых баек, заявил, что нынче страдания человечества больше, чем в 1939 году в Европе, и поэтому восприимчивых людей должно быть больше, чем 2% (оценка Шоги Эффенди на тот момент). А их, понятное дело, меньше, потому что Москва начала XXI века и Европа начала Второй мировой войны -- это небо и земля. Россияне сейчас очень хорошо живёт, значительно лучше, чем в начале 90-х, когда я сам стал бахаи -- тогда все жаждали узнать что-нибудь новое и интересное, и каждый философ-мудрец, как говорил Ницше, был подобен фонтану среди жаждущих, а теперь все уже лежат вокруг пьяные,-- причём, к несчастью, напились они непонятно где, а не из фонтанов мудрости.Ну ладно, это было лирическое отступление о методе Института Рухи, а теперь позвольте мне рассказать о некоторых содержательные его моментах.Вы, наверное, знакомы с бахайской аналогией, проводящей параллель между состоянием ребёнка в утробе матери и состоянием человека в этом мире. Аналогия эта весьма глубока. Например, у неродившегося ребёнка есть разные органы, которые ему в его утробной жизни совсем не нужны -- глазам не на что смотреть, уши слышат только смутно доносящиеся непонятно откуда звуки, лёгким нечем дышать, ногам негде ходить, и т.д. Таковы же и духовные качества, которые мы развиваем в этой жизни -- доброта встречает непонимание, наглость провозглашается вторым счастьем, а с трудов праведных не наживёшь палат каменных (хотя, если платить Хукукулла, то наживёшь -- но это уже особый разговор).Ну так вот, в Рухи-1 как раз эта внутриутробная жизнь (в прямом, физическом смысле) и обсуждается в начале третьей части. В частности, говорится о том, что душа начинает своё общение с телом в момент зачатия. И употребляется термин "эмбрион". А между тем, дорогие друзья, эмбрион -- это человек, начиная с трёх недель. А в момент зачатия человек носит название даже несколько неприличное -- "зигота" (этот факт объяснила нам член нашего кружка Надя, которая по профессии врач). Иными словами, родители создают зиготу, а Бог тут же ниспосылает этой зиготе соответствующую душу -- вот и возникает человек. Причём очевидно, что раз это человек, то он уже и ведёт себя соответственно -- в частности, воспринимает окружающий мир. То, что мы не помним этого периода, обязано просто нашей тогдашней незрелости. Многие вообще не помнят ни одного момента своей жизни, по крайней мере, лет до трёх, хотя это и был самый важный период нашей жизни.Как вы думаете, что есть вообще жизнь? Можно ли сказать, что она состоит из того, что происходит с нами изо дня в день? С одной стороны, наверное, да. Но это, как мы выяснили, не вся правда. Почему так получается, что живут два брата в одной и той же семье, один вырастает профессором, а другой спивается и погибает в пьяной драке? Из этого следует, что важны не просто события сами по себе, а отношение к ним. То есть значение имеет не материальный мир, а взаимодействие души с материальным миром. Одна душа выбирает развитие, а другая -- застой, одна становится великой, а на другую даже смотреть страшно.Конечно, вопрос о том, почему так происходит, всегда смущал людей. Что есть свобода воли? Действительно ли человек свободен в выборе своего жизненного пути, или он есть продукт объективных условий окружающей среды? Я думаю, теперь ответ уже очевиден -- человек полностью свободен. Среда средой, а Ломоносов и в далёкой рыбацкой деревне задумывался о тайнах Вселенной. Воспитание, конечно, никто со счетов не сбрасывает. Если у человека родители были алкаши, то он как минимум заработает себе кучу неврозов, даже если и сможет преодолеть кошмар своего детства и стать достойным человеком. Только Боговления полностью автономны, а люди подвержены влияниям, и с этим ничего не сделаешь. Но психологи вам сразу скажут -- никогда не поздно иметь счастливое детство :-)Наверное, человек не способен постичь природу свободной воли потому, что она есть особое дарование нашего, человеческого уровня. Мы можем постичь в полной мере что-нибудь более простое, но нам недоступны не только более высокие уровни, но даже и наш собственный. Я имею в виду известные четыре царства жизни, описанные в Святых Книгах бахаи: камни (то есть минералы, по терминологии Абдул-Баха) обладают простейшей жизнью -- они представляют собой связные объекты; у растений есть дополнительное качество -- рост; у животных, помимо связности и роста, есть чувства, эмоции; у человека, помимо связности, роста и эмоций -- ещё и свободная воля. Например, наверняка растения не могут понять, что такое рост, животные великолепно осознают природу роста, но не в силах постичь эмоции, а человек, считая рост и эмоции чем-то простым и понятным, встаёт в тупик при столкновении с собственной духовной свободой.У Бахауллы много об этом сказано. Богоявления, кстати, будучи существами следующего онтологического уровня, должны, по этой логике, считать свободу воли такой же понятной вещью, какой мы считаем наши чувства. Например, есть такой чудесный образ:
Вы подобны птице, что в полную силу своих мощных крыльев с чувством безграничной уверенности и самодовольства парит в бескрайних небесах, но, вынужденная утолить голод, она устремляется к воде и праху дольней земли, и оказавшись в сетях своих желаний, обнаруживает, что более не в силах снова взлететь к тем высям, с которых спустилась. Бессильная сбросить бремя, отягощающее ее замаранные крылья, птица сия, некогда бывшая обитательницей небес, ныне вынуждена искать пристанища во прахе. Посему, о слуги Мои, не марайте крылья свои глиной своенравия и суетных желаний и оберегайте их от тлена зависти и ненависти, дабы ничто не помешало вам взлететь к небесам Моего Божественного знания.
Можно сказать, таким образом, что птица души человеческой прописана в небесах, а зарегистрирована здесь, во прахе. Так сказать, небеса -- это место проживания, а дольняя земля -- место пребывания. Это Надя, только-только приехавшая в Москву и пытающаяся, видимо, разобраться со всеми юридическими аспектами пребывания в столице, такую аналогию придумала. Крик души, так сказать...Интересно, кстати, что птица, вообще-то, принадлежит двум стихиям: и воздуху, и земле. Так что вообще-то проблема с грязью, налипшей на крылья, возникает не обязательно и не у всех, а скорее у птичек сугубо самодовольных, как говорит Бахаулла, у тех, которые не умеют с грязью обращаться и меры не знают. Вляпываются, так сказать, по самые уши, и возятся там -- была птица, а стала свинья...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment