Как кое-кто знает, наверное, Международное Сообщество Бахаи издаёт такой бюллетень One Country. Цель, его, между прочим, совсем не пропагандистская (ну, может быть, только самую малость). Он рассказывает о разных социальных проектах, инициированных бахаи, или о том, что бахаи делают в ООН (а делают они очень много), или о каких-то книгах, которые редакции показались интересными (книжки эти могут быть любыми -- совсем не обязательно принадлежащими перу бахаи). Есть и русскоязычная версия http://onecountry,bahai.ru, хотя мне, как главному редактору, не очень много времени ей удаётся уделять. Четыре темы, на которых концентрируются бахаи, таковы:
нравственное образование;
развитие женщин;
процветание человечества;
права человека.
Ну и вот. Вообще считается, что главным форматом выхода One Country является, конечно, бумажная версия, которая бесплатно рассылается людям, с которыми бахаи когда-то установили контакт. Сейчас в списке около полутора тысяч человек, среди них как политики и разные общественные деятели, так и люди, занимающиеся реальными делами -- например, воспитатели детских садов. И вот вчера я, как главный редактор, получил от одного руководителя некоего детского центра нравственного воспитания в городе Смоленске письмо с просьбой отписать его от журнальчика. Мотивация была такая: «Россия – православная страна и я считаю проповедь иных религий на её территории неуместной».
Первым моим побуждением было броситься в битву и едко заметить, что право на проповедь своей религии закреплено в Конституции, и что Россия -- страна не очень-то православная, а в определённой мере также и мусульманская, и буддистская, и иудейская, и что не собирается ли он составить компанию парню, который прибежал давеча в синагогу с большим ножом? Если уж он считает наличие иноверцев неуместным. Но, к счастью, вовремя остановился. Всё-таки это не мой личный ЖЖ, и такие эмоции тут неуместны.
И вот сидел я, делал десять медленных вдохов и выдохов, и всеми силами пытался понять, что же творится в голове у среднестатистического директора детского центра из города Смоленска. И вот что я надумал.
На самом деле, большинство людей ценит порядок. Потому что бардак никому не нравится. А свобода, на первый взгляд, ведёт к бардаку. Вообще, разнообразие ведёт к бардаку -- можно даже так сказать. Наличие бурят вокруг нас нарушает наш душевный комфорт, так сказать.
И вот я действительно прихожу к ощущению, что немалый вклад в то, что это похвальное стремление к порядку принимает форму религиозного фанатизма, вносит наличие религиозной иерархии. Не просто религиозной администрации, как в Исламе (халиф) или Вере Бахаи (Духовные Собрания, которые просто принимают решения по мирским делам, а не создают доктрины), а именно богословы как общественный институт -- как батюшки, как папа римский, как муджтахиды. Это ведь именно они озабочены тем, чтобы продвигаемая ими доктрина насаждалась по возможности более активно. Причём заинтересованы в этом не просто психологически -- как заинтересован в продвижении своих идей любой человек -- а заинтересованы материально. Я всё понимаю, каждый зарабатывает себе на хлеб, как может, но одно дело, когда это изобретатель какого-нибудь аппарата, рекламирующий свою научную идею (и потихоньку чернящий при этом конкурентов), а другое -- когда из системы нравственных ценностей, предназначенной для улучшения природы человека и воспитания в нём любви, делают знамя священной войны и стену, огораживающую «канонический» участок земной поверхности...
Не могу не отметить такой положительный (или отрицательный, не уверен) момент -- меня такие высказывания, как «Россия – православная страна и я считаю проповедь иных религий на её территории неуместной», уже больше не шокируют так, как это было раньше -- как будто тебе прямо в лицо заехали пусть и обёрнутым в тряпку, но очень увесистым кирпичом. Что это -- старческий конформизм или зрелая мудрость?