?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Доказательства Солнца

Последнее время у меня постоянно возникают дискуссии с разными людьми о том, почему я верю в то, во что верю. Конечно, вопрос веры весьма непрост. Действительно, почему мой друг Антон православный, а я вот бахаи? В чём разница между нами?

Решили мы тут пару дней назад с Антоном, как аристотелевские перипатетики, обсудить этот вопрос, прогуливаясь. А замотивировали прогулку типа тем, что надо сходить в магазин и купить что-нибудь к обеду. Мотивация, конечно, не важна, но разговор получился интересный. Антон сказал, что раньше он верил в такую Анастасию (это которая про кедры и всё такое), читал Сведенборга и тоже ему верил, но потом стал читать православные книжки, и сердце его обратилось к другому. Я, конечно, со своей стороны толковал это в свои терминах -- что мозги у него переваривали всю имеющуюся в наличии информацию, и в какой-то момент у него в голове просветлело, и понял он, что Анастасия с её кедрами и инопланетянами, равно как и Сведенборг с его видениями -- ничто по сравнению с Христом и Его скромным учением. Я ему говорю: «Ну правильно, у тебя просто накапливалась информация, мозг твой всё больше обнаруживал в ней несуразностей, и в какой-то момент ты понял, что надо искать нечто другое». А он говорит: «Нет, Вера рождается в сердце, а не в уме». Правда, что это означает, он объяснить затруднился.

Однако не кажется ли вам, что вот эти споры -- где рождается Вера, в сердце или уме -- это спор о терминах? Меня такое ощущение не покидает, если честно. Если человек станет верить во всё подряд, как подразумевается в утверждении о неучастии в данном процессе ума, то это будет какой-то ужас. Стремление многих современных христиан «выбирать сердцем» кажется, в общем-то, просто защитной реакцией. Ведь понятно, что если отбросить всю шелуху, которая не имеет никакого отношения к Божественной Сущности Бытия, то быть сейчас ортодоксальным христианином весьма затруднительно. Например, как принять постулат о том, что данная конкретная секта -- православие, например,-- единственно верная и правильная? Вот ведь есть католики, которые могут претендовать на это с куда большим правом. А огромная и могущественная мусульманская цивилизация, заложившая основу практически для всех современных наук? А древняя буддистская цивилизация, оказавшая такое влияние на цивилизации Дальнего Востока? Как всё это можно отвергать и на полном серьёзе говорить, что все эти люди заблуждаются? МИЛЛИАРДЫ людей на протяжении ТЫСЯЧ лет? Можно обманывать одного человека всё время, можно обманывать всех какое-то время, но невозможно обманывать всех всё время. Вот от этой несуразной мысли о собственной исключительности и приходится апеллировать к «сердцу». При том что источник этой идеологии вполне очевиден -- это священники, не желающие выпускать из-под своей власти прихожан.

Бахаулла говорил, что доказательства Посланника Божиего очевидны, как Солнце:

Подобно тому, как народ Израиля во времена Моисея променял хлеб небесный на презренные земные плоды, так и сии люди готовы были отдать Богооткровенные стихи ради своих грязных, низких и праздных желаний. Подобным образом ты видишь сегодня, что хотя духовная пища ниспосылается с небес Божественной милости, изливается из облаков Его нежной заботы и, по велению Господа всего сущего, моря жизни вздымаются в Ризване сердца, однако сии люди, будто ненасытные псы, собрались вокруг падали и довольствуются застойными водами солёного озера. Боже милостивый! Сколь удивительны нравы сих людей! Они взывают о руководстве, хотя стяги Того, Кто направляет всё сущее, уже подняты. Они держатся замысловатых хитросплетений знания, в то время как Тот, Кто есть Предмет всякого знания, сияет, словно солнце. Они видят солнце собственными очами, но всё же требуют у сего сверкающего Светила доказательств его света. Они зрят вешние ливни, изливающиеся на них, и притом ищут подтверждений сей милости. Доказательство солнца -- его свет, что сияет и объемлет всё сущее. Подтверждение ливням -- их щедрость, что обновляет мир и облекает его плащом жизни. Но слепой не воспримет от солнца ничего, кроме жара его, а бесплодная почва не возымеет доли от ливней благодати. «Не удивляйся, если неверующий не обнаружит в Коране ничего, кроме начертанных букв, ибо и в солнце слепец не находит ничего, кроме жара».

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
olhanninen
Mar. 3rd, 2007 08:54 am (UTC)
А почему миллиарды не могут заблуждаться? Не знали же люди, как происходит зачатие, не понимали причины болезней, что земля вокруг солнца вращается - тож, а тем не менее объясняли...

Многие принимают православие именно сердцем, как принимали их отцы и деды, кто с глупостями, кто без...

Вон, смотрите, ужас какой - http://nemiroff.livejournal.com/1729542.html
chupin
Mar. 3rd, 2007 10:06 pm (UTC)
Обман vs. невежество
Одно дело -- это незнание, а обман -- совсем другое. Рассмотрим вопрос куда более простой, чем построение цивилизаций: строительство дома. Может ли человек, который не является архитектором, вдруг нарисовать план дома, по которому потому люди бы многие годы успешно строили дома, в которых и жили бы потом всю жизнь? Я думаю, вряд ли это возможно. Землянку, конечно, любой выроет, а вот многоэтажный дом вряд ли можно построить, не зная сопромата и протчая и протчая.

Почему же люди, признавая такую простую истину (многоэтажный дом нельзя построить, не зная сопромата), думают, будто некий самозванец может построить цивилизацию, которая простоит тысячи лет? Есть у Бахауллы ещё один интересный комментарий на этот счёт:

Мои создания — словно глубоководные рыбы. Жизнь их целиком зависит от воды, они же совершенно не осознают, что именно, по благодати всезнающего и всемогущего Господа, поддерживает их бытие. Подлинно, беспечность их такова, что если бы их спросили касательно воды и её свойств, они бы выказали своё полное невежество. Так приводим Мы сравнения и аналогии, дабы, может статься, народы могли обратиться к Тому, Кто есть Объект восхищения всего творения.
olhanninen
Mar. 3rd, 2007 10:32 pm (UTC)
А мечту заронить может
- кто бы он ни был, хоть и не знающий сопромата. Мечта про дом, в котором уживутся и эллины и иудеи...

У меня такая мечта тоже есть - более того, мне не кажется, что при этом нужно из эллинов и иудеев делать нечто среднее, мне кажется, что они и весьма понимая, кто есть кто и на что способоен, уживутся-таки...
chupin
Mar. 4th, 2007 06:59 pm (UTC)
Re: А мечту заронить может
Дык! Это понятно, что мечта -- хорошо. Но жить-то как? Мечтать о смоквах можно хоть до посинения, но если угораздило, не разбираясь в ботанике, посадить вместо смоковницы лопух, то будут одни репьи. Про то Христос и говорил -- по плодам их узнаете их. Один знает, а другой только бесплодно мечтает.

Между прочим, единство в представлении Бахауллы -- это не коммунистическая уравниловка, но единство в разнообразии. Как цветы в одном саду. Никто никого не будет стричь под одну гребёнку. Такие вещи интересуют людей-тиранов, а Богу все хороши -- Он же Сам их такими создал :-) Даже налоговой полиции не будут -- куда важнее, чтобы люди развивали в себе жертвенность, чем собрать нужную бюрократической системе сумму.
ejiklesnoi
Apr. 3rd, 2007 05:56 am (UTC)
а мне кажется, вера в душе зарождается, а не в сердце или уме. Глубже то есть...
( 5 comments — Leave a comment )