?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Импульс исчерпывается?

Несколько последних дней у меня в голове настойчиво бродит идея о том, что начальный период бурного технологического роста человечества в результате импульса, приданного Бахауллой, уже заканчивается. Надеюсь, это не прозвучит, как небезызвестное заявление работника Патентного Бюро США, сделанное в 1899 г., закрыть бюро патентов, ибо «всё, что можно было изобрести, уже изобретено». Изобретать ещё будут много чего, но основная ломка нашего мировосприятия, как мне чувствуется, уже закончилась. Вряд ли какое-то новое изобретение так кардинально изменит нашу жизнь, как, например, сотовый телефон. Почитайте фантастические рассказы, написанные до 1995 г. Там всегда связь осуществляется с некоей станции. В голову почему-то никому не приходило, что телефон может быть не на столе, а в кармане! И у каждого свой! Сейчас в мире что-то около 3,5 млрд. сотовых телефонов, то есть, практически, любой из нас может дозвониться любому другому почти всегда. Или SMS-ку послать, на худой конец. Проблема тотальной связности человечества решена.

Компьютеры, конечно, вошли в нашу жизнь давно, поэтому мы уже забыли, какой фурор они произвели. Идея «мыслящей машины» вошла в наше сознание ещё в 50-х гг. прошлого века. Весьма значимое достижение — возможность хранения практически неограниченных объёмов информации в удобной для доступа и обработки форме. Раньше-то было понятие «библиотек», например, то есть таких мест, где можно почерпнуть информацию. Люди гордились тем, что у них дома столько-то и столько-то томов книг стоит. А я вот теперь не знаю, как мне избавиться от бумажных томов — ставить их некуда и делать с ними нечего. И при этом у меня есть таки все Стругацкие! И весь Кастанеда. И весь Лукьяненко, хотя я начинаю в нём понемножку разочаровываться. И почти все другие выдающиеся авторы, о которых до меня дошли вести, что они хороши. Моя личная библиотека художественной литературы составляет не менее 5 тысяч томов. По крайней мере, в разделе RUSSIAN моей папки eBooks лежит 4753 файла. Успею ли я их все прочитать за свою жизнь? Как бы то ни было, проблема с доступом к художественным книгам решена.

А ещё у меня на компе есть все стандарты ASTM, имеющие отношение к переработке нефти и газа. И почти все ГОСТы про газ и великое множество не про газ. Проблема собственной научной библиотеки решена.

А музыка? Когда-то, в начале 90-х, у меня был катушечный магнитофон «Союз» размером с тумбочку и несколько десятков бобин с магнитофонной лентой, по два альбома той или иной группы на каждой бобине (45 минут на одной стороне и столько же на другой). А теперь у меня в коллекции 82 группы, общее количество файлов — 8629 (хотя не все из них аудио, есть ещё тексты и картинки). Проблема фонотеки решена.

Конечно, уже 165-й год эры бади,— то есть «новой эпохи» по-арабски. Все технические проблемы более-менее решены. Теперь дело за малым — воспитать из нынешних человекообразных зверей истинных людей, чтобы следующее Богоявление могло дать нам новый импульс и вывести нас к новым высотам развития...

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
f_andrey
Sep. 21st, 2008 07:25 pm (UTC)
осталось еше то что большинство людей сковано старыми стереотипами как то, интеллектуальная собственность и авторское право, вот если удастся побороть эти вредные институт это будет пожалуй интересно, а технологии ломающие мировоззрение так ли уж их было мало ведь когда то думали что все механизмы будут паровыми потом дизельными и бензиновыми, а электричество произвело фурор почише электроники, да и история техники те же самолеты, в обшем как показала история человечество нифига не способно предугадать, и новые технологии подстраивают мир подсебя.
skarabey87
Sep. 21st, 2008 08:03 pm (UTC)
а клонирование?)
думаю, еще есть потенциал у многих наук, реализация которого сможет кардинально изменить наши представления о мире.

думаю, что генетика, философия, религиоведение, астрономия, физика да и многие другие науки еще покажут результат)
chupin
Sep. 21st, 2008 08:21 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
а что нам даст клонирование? Точнее, что особо изменится? Ты же, надеюсь, не думаешь, что можно воспроизвести личность?

Максимум практической пользы, которая здесь прослеживается, это клонирование тканей или отдельных органов для пересадки. Клонировать человека целиком для этой цели наверняка станут вскоре какие-нибудь богатые мерзавцы, и будут держать этих несчастных клонов как сырьё на случай возможных пересадок органов, но вряд ли настолько отвратительное дело получит широкое распространение.
skarabey87
Sep. 21st, 2008 08:44 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
дело не в практике дело в самой возможности.

Бог сотворил людей а тут вдруг может оказаться что люди тоже могут творить людей.
в этом плане может измениться сознание. клонирование, искусственный интеллект и т.д. открытия в такого рода областях кардинально могут изменить наше мировоззрение
chupin
Sep. 21st, 2008 09:24 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
Ты как-то странно, по-моему, представляешь себе клонирование. Насколько я понимаю, это будет мало отличаться от простого деторождения. То есть некоей суррогатной матери будет подсаживаться некая специально оформленная яйцеклетка, и будет рождаться как бы однояйцевый близнец человека, выступившего донором генетического материала. Не вижу тут вообще никакого потенциала для изменения мировоззрения. Однояйцевые близнецы и так бывают...
skarabey87
Sep. 22nd, 2008 07:34 am (UTC)
Re: а клонирование?)
а если взять клетку и создать человека, личность. или восстановить по клетке умершего родственника?) я о такого рода кардинальных изобретениях
vladislove
Sep. 22nd, 2008 11:37 am (UTC)
Re: а клонирование?)
Валера, прости, я недопонял: ты считаешь, что механическим клонированием можно воссоздать идентичную личность? Биологического двойника - да, но личность формируют и воспитания, и условия жизни, а создать идентичные условия в меняющемся обществе невозможно. Не говоря уже о том, что в религиозном понимании душа уникальна и независима от тела.
skarabey87
Sep. 22nd, 2008 04:10 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
считаю что нет. но если это будет осуществлено то это перевернет все человеческое сознание. то же самое с нло, например.я не верю в инопланетян, но прорыв в исследовании аномальных аэрокосмических явлений может перевернуть нашу картину мира и т.д. все это маловероятно и гипотетически но тем не менее. я не люблю говорить что что-то "невозможно")
chupin
Sep. 23rd, 2008 05:08 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
Личности однояцевых близнецов не одинаковы. В чём-то схожи, конечно. Говорят, интеллект во многом заложен генетически. Но мне кажется, что даже если ты создашь близнеца Эйнштейна, он не обязательно вырастет таким умным.
skarabey87
Sep. 23rd, 2008 05:27 pm (UTC)
Re: а клонирование?)
согласен. мне это все видится невозможным, но как я выше отмечал что невозможно и недоступно нашему пониманию сегодня может стать таковым завтра)
vladislove
Sep. 22nd, 2008 11:39 am (UTC)
Re: а клонирование?)
Воссоздание тканей - это уже очень немало, это позволит победить рак, производить успешные пересадки органов, лечить прикованных к постели. Если ты не в курсе, выращивание стволовых клеток и органов уже возможно без выращивания эмбриона или, Боже упаси, двойника-донора.
chupin
Sep. 21st, 2008 08:17 pm (UTC)
Фича реквест
Я так понимаю из ваших замечаний, что вы не теряете надежды на какие-то эпохальные научные и технологические прорывы :-) Что ж, дай Бог. «О сколько нам открытий чудных» и всё такое.

И вы,— как и я, как и все прочие футурологи,— вряд ли можете предсказать или хотя бы предположить, где будет какой-то прорыв (если он будет). Что тоже вполне естественно.

Это просто ощущение было такое у меня. Вытекающее, в общем-то, из нереализованного потенциала увеличения комфорта моего бытия. Почти всё реализовано :-)

Есть, правда, одна вещь, которую, мне кажется, человечество просто обязано будет изобрести,— мгновенные транспорт. Ну, или хотя бы очень быстрый и не требующий громоздких и прожорливых машин. Из Кастанеды я знаю, что это возможно внутренними средствами человека, но вот возможно ли это на основе некоей машинерии? Наверняка возможно, но запланировал ли Бог это изобретение на нашу эпоху? Или, может быть, следующее Богоявление объяснит нам, как это сделать без машин? Такой вот «feature request».
shapeless1982
Sep. 22nd, 2008 07:41 am (UTC)
Re: Фича реквест
Самое интересное здесь то, что развитие техническое рано или поздно упрется в рамки возможностей физического тела человека. Именно тогда и должна произойти смена парадигм - не имея возможности более развивать железки, человечество вынуждено будет задуматься о том, а есть ли иной путь. Вот спроси сейчас практически любого человека о развитии человечества - и он сразу нарисует у себя в голове растущие в небо миллионэтажные дома и летающие по улицам воздушные машины. Т.е. мыслим мы все материальными категориями, в то время как духовное развитие практически стоит на месте.
Одного только жаль, в момент смены "направления движения" наверное все-таки умрут все науки как часть материального мира. Кроме, может быть, квантовой физики.
vladislove
Sep. 22nd, 2008 11:47 am (UTC)
Re: Фича реквест
Бахаулла говорит о создании в будущем науки под названием "божественная философия", одной из следствий которой будет трансформация химических элементов. Если это не прорыв в науке, то что это?

Многие вещи нуждаются в переосмыслении и прорыве - скажем, до сих пор не создана единая теория поля, а нынешняя теория эволюции имеет массу недоработок. Однозначно гуманитарные науки настолько недоразвиты по отношению к ествественным, что и науками их пока сложно назвать. Здесь нас ожидает не один прорыв.

Возможно, та самая "божественная философия" будет своеобразным обобщением естественных и гуманитарных наук? Возможно, та самая "гипотеза о Боге", в свое время отверженная Лапласом, в каком-то ином виде будет ключевой в единой научной картине мира? Например, как понимание, что за законами природы стоят не стихийные силы, а разумный замысел?
shapeless1982
Sep. 23rd, 2008 12:27 pm (UTC)
Re: Фича реквест
Я думаю, что божественная философия не может быть обобщением современных наук, это может быть только качественно новое явление в сознании человечества, альтернатива современной науке, но не обобщение
vladislove
Sep. 23rd, 2008 02:58 pm (UTC)
Re: Фича реквест
А я уверен, что это будет наука, просто, возможно, наша наука будет по сравнению с ней, как наука времен Пифагора по отношению к современной. Однако, при всей "отсталости" древней науки их теоремы и аксиомы актуальны до сих пор - человечество всегда наследовало приобретенные знания и опыт и на них возводила новые этажи здания науки. Так что предположение, что "божественная философия" зачеркнет предыдущую науку, что противоречит логике эволюции и прогрессивного откровения.

chupin
Sep. 23rd, 2008 05:29 pm (UTC)
Re: Фича реквест
Да, я вспомнил про трансмутацию -- она ведь и сейчас возможна, но не в промышленных масштабах. Действительно, одним из трёх признаков зрелости человечества будет «радикальный подход к трансмутации элементов». То есть можно будет, я так понимаю, производить любые нужные элементы в нужных количествах. Наверное, это откроет весьма интересные перспективы. Например, исчезнет золотой стандарт для денег, а драгоценные металлы перестанут быть такими уж драгоценными.

Хотя интереснее два других аспекта нашей зрелости: «никто не захочет брать на себя бремя единоличной власти, кроме как из желания послужить человечеству», и избрание единого языка международного общения.

Edited at 2008-09-23 05:34 pm (UTC)
vladislove
Sep. 22nd, 2008 11:51 am (UTC)
Плато
Я бы скорее предположил, что нынешнее "исчерпание" революционных идей - это затишье перед бурей. Скорее всего, для следующего скачка прогресса человечеству необходимо разобраться с насущными социальными проблемами, чтобы перейти на следующий духовный уровень цивилизации и быть готовым выдержать новую НТР :)
peter_rezvanov
Sep. 23rd, 2008 01:10 pm (UTC)
тут все всё про науку, да про науку... А я про библиотеку!..
Вот, например, Шолом-Алейхем назвал Менделе Мойхер-Сфорима "дедушкой еврейской литературы". Есссесно, ринулся искать: даже если бы этот "дедушка" не умел писать, он достоин того, чтобы быть прочитанным (просто потому, что он - первый)!.. Что-то в Интернете ничего, кроме "Маленького человечка" не нашел. Так что бумажные библиотеки еще долго будут существовать!..
chupin
Sep. 23rd, 2008 05:15 pm (UTC)
про библиотеки
ну найди да оцифруй, да выложи для всеобщего обозрения -- вот и следующему после тебя не потребуется бегать по библиотекам и антикварным лавкам!
peter_rezvanov
Sep. 23rd, 2008 09:34 pm (UTC)
Re: про библиотеки
Ну, во-первых, я настаиваю, что бумажные носители - штука вечная; во-вторых, с детства воспитан на "беда, коль пироги начнет печи сапожник..." (с) Крылов, к тому же если я найденное оцифрую, то его ж еще и вычитать будет надо, а на это у меня точно времени нет! В-третьих - информация для россиян: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7607000/7607957.stm.
А теперь - про музыку: нынешние технологии тиражируют низкое качество http://radio.super.lv/node/852 (кажется, текст на muzprosvet.ru выложить забыли :( ). Или то, что мне еще ближе: уже лет пять идут разговоры про Digital Radio Mundiale, а приемники до сих пор стоят под 200 евро (при чем ни один из них до Беларуси не добрался), а русские службы "голосов" по-прежнему раз в полгода одна (по очереди) устраивают получасовые тестовое вещание (и старых добрых коротковолновых тоже уже с трудом сыскать!)
так что и технике есть куда расти, да и смерть книге предрекали еще начиная с изобретения Попова-Маркони...
( 21 comments — Leave a comment )