?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глобализация привела к тому, что национальные культуры стали доступны всем. Вот мне, например, куда ближе английская культура, чем русская — русскую музыку я практически слушать не могу, а побывав в Англии, вообще почувствовал, что в Лондоне я чувствую себя куда в большей степени дома, чем в Москве. А если бы не было глобализации со всеми её механическими и социальными аспектами (то есть магнитофонами и прочими проигрывателями вкупе с обрушением Железного Занавеса), я бы, конечно, никогда этих вещей не открыл.

Или взять, например, Арвина Хейнсворта — человек родился в Москве в семье британцев (англичанина и валлийки), но по культуре считал себя японцем (ну, просто увлёкся так), программировал с детства на PlayStation, выучил японский (это всё в Москве), женился на японке и теперь живёт в Стране Восходящего Солнца. Яркий пример гражданина мира, причём в совершенно позитивном бахайском смысле.

Японская культура вообще очень интересна. Конечно, я очарован ею с точки зрения человека западного — наверное, здесь примерно такой же эффект, как повальное увлечение буддизмом в Америке, хотя этот новомодный буддизм весьма далёк от той классической культуры, в которой живут, скажем, буряты, калмыки и т. д. Но всё равно, рассуждая о плодах, не могу не заподозрить, что моё восхищение японским мировоззрением весьма обоснованно и не является просто иллюзией, навеянной мультиками, комиксами и прочими человекоподобными роботами. Голливуд же не заставляет меня полюбить американскую культуру? Хотя есть масса аспектов, которые меня восхищают в американцах, но они скорее относятся к политике, а не к культуре,— например, наличие у них такой науки, как Governance, то есть «управление государством». Россияне вот железно, на каком-то нутряном уровне уверены, что с государством никак управиться нельзя, и что это скорее продукт пристрастий очередного царя, чем сложнейшая машина, которую можно подкручивать винтик за винтиком на протяжении сотен лет, шлифуя и удаляя заусенцы. Поэтому и все попытки наладить свою жизнь русский человек мыслит только в разрезе революционном — мол, вот если все хорошие люди соберутся и убьют всех плохих людей, то сразу будет счастье. Хорошо, что практические революции вселили в нас прочный скепсис насчёт таких простых выводов.

Это я разразился таким эмоциональным выхлопом в результате, в общем-то, просмотра детского мультика под названием «Хроники Валькирии». Вот вам один сюжет. Некий город захватывают оккупанты, а местное ополчение им сопротивляется. Среди этого ополчения — несколько школьниц, студент-биолог и маленькая девочка, увлечённая техникой (активно участвовала в сборке танка, который строил в гараже её отец :-) И вот они на этом танке отбили атаку, а потом потрясающая по красоте сцена — девочка по имени Алисия стоит на холме, смотрит на свой разрушенный город в лучах заходящего солнца (вырисовано всё исключительно красиво, правда), и говорит, что решила записаться в регулярную армию. «Но как же так,— спрашивает её подружка, до того постоянно падавшая в обморок при одном только слове «они идут»,— разве тебе не хватило всех этих смертей?» «Отныне,— отвечает Алисия,— я решила поступать, как дóлжно».

Между прочим, происходят всё действие в стране Галлии, которая весьма напоминает Голландию (мельницы те же), но, очевидно, в каком-то параллельном мире (по Шекли — то есть отличается только одна деталь, или две детали, или три, и так далее — ТЫСЯЧИ ИХ!) Да, японцы очарованы западной цивилизацией не меньше, чем мы японской...

Однако японцы процветают в современном глобализованном мире, а нам — нет. Очевидно, им удаётся принимать любые материальные вещи, будь они с Запада или ещё откуда, сохраняя при этом свою духовность, а у нас любой станок с ЧПУ автоматически подразумевает, что дети уже больше не должны слушаться своих родителей. На Западе, скажем, уже давно забыли, что такое «поступать, как дóлжно» — по крайней мере, популярная культура всячески старается высмеять любое чувство, несущее в себе элементы «высокого и светлого». Наверное. это западной цивилизации мстят все те жертвы, которые приносились на протяжении веков от имени идеологий, непременно маскировавшихся под «высокие и светлые».

Так что нам, скорее всего, предстоит сначала разрушить всю скомпрометировавшую себя традиционную мораль, прежде чем из её обломков возникнет новая высокая и светлая цивилизация. И мы страшно завидуем японцам, что у них с высоким и светлым всё нормально...

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
vereshchagina
Oct. 23rd, 2009 09:07 pm (UTC)
!!!
Да, Япония тоже моя любимая тема, вот недавно смотрела интервью с братьями Запашными (циркачами), они рассказывали, что в Японии их поразили урны - бросаешь в урну бумажку, а она тебе говорит "спасибо". Еще в какой-то газете я читала, что японцев спросили, насколько Россия отстала от них, и тогда они ответили: "Навсегда" :) Потом еще чего-нибудь напишу.
veryeager
Oct. 28th, 2009 11:15 am (UTC)
Re: !!!
"насколько Россия отстала от них, и тогда они ответили: "Навсегда" :)"

Пусть вначале хотя бы один собственный авиалайнер построят (о космических кораблях я не говорю).

Мы, хоть Чернобыль и взорвали, но уран вручную в вёдрах не перемешиваем. :)
skarabey87
Oct. 23rd, 2009 09:31 pm (UTC)
что здесь подразумевается под "традиционной моралью"?
chupin
Oct. 24th, 2009 01:57 am (UTC)
Традиционная мораль
Подразумевается вот это: http://thaere.livejournal.com/140909.html
skarabey87
Oct. 24th, 2009 08:20 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
не совсем уловил, да ладно. в вере бахаи мораль традиционная или модернистская?)
chupin
Oct. 24th, 2009 08:55 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
Ну, тебе, как бахаиведу, даже неприлично такие вопросы задавать :-)

В каком-то смысле «сие неизменная Вера в Бога, вечная в прошлом, вечная в грядущем». А в другом — «Се, творю всё новое». Я бы сказал, что Бахаулла просто счищает весь мусор, накопившийся на традиционных религиях, и полностью отвергает все материалистические людские изобретения в этой области, которые внутренне глубоко чужды учениям Посланников.

Я процитировал эту дискуссию о морали у thaere именно в целью показать, как смотрят на мораль современные верующие традиционных религий (сам thaere, насколько я понимаю, католик). Свои взгляды я, в общем-то, исчерпывающе (как мне кажется) выразил в комментах, которые пришлись на конец этой дискуссии. Говоря вкратце, у людей в головах полная каша, и они вообще не знают, за что хвататься. Сама постановка вопроса о «меньшем зле» свидетельствует о полной потере ориентиров. Для бахаи всё это звучит вообще как бред сумасшедшего. Как можно творить зло, следуя какому-то Посланнику? Очевидно, что это возможно только при отходе от Божественного Учения.

Именно про это «угнетение» и говорил Бахаулла в Китаб-и-Иган — «когда душа, алчущая правды и стремящаяся к знанию Божиему, не ведает, куда идти и у кого искать его».
skarabey87
Oct. 24th, 2009 08:59 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
ладно, будем считать, что понятие традиционной морали разное бывает
chupin
Oct. 24th, 2009 09:37 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
А, ну я понял. Да, этот термин обычно интерпретируется по-другому. Ну, точнее, не по-другому, а в свете, наверное, «общечеловеческих» принципов, то есть той самой выжимки из традиционных религий, которую можно вкратце выразить «Сокровенными Словами» Бахауллы. В этом смысле бахаи, конечно, придерживаются традиционной морали, а никакой не модернистской :-)

Под модернистской же, наверное, понимаются как раз те материалистические новомодные штучки, которые являются не более, чем продуктом распада традиционных идеологий.
skarabey87
Oct. 24th, 2009 10:30 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
да, семья, коллектив, община, справедливость, Бог и т.д. это все традиционные ценности. а родина, индивидуализм, государство, равенство и т.д модернистские. под модернистской моралью обычно понимают "буржуазные" западноевропейские "общечеловеческие" ценности и способы регуляции.
с другой стороны традиционная мораль - мораль традиционных обществ. в этом смысле бахаи современнее.
chupin
Oct. 24th, 2009 10:50 am (UTC)
Re: Традиционная мораль
Современнее, а в чём-то консервативнее :-) Например, семейные ценности так, как их понимают бахаи, сейчас очень часто подвергаются пересмотру, вплоть до всяких однополых семей и проч. Вон, по зомбоящику крутят эти бесконечные «Клубы бывших жён» и проч. — иногда они вроде как за прочную семью, но нередко и побуждают людей «развестись, чтобы насладиться самой собой, такой красивой и очаровательной». Это пример современной эгоистической ценности, которую бахаи отвергают.
thaere
Nov. 1st, 2009 09:22 pm (UTC)
Это был не конец.
Твои мысли были фактически в начале =)))

Сама постановка вопроса о «меньшем зле» свидетельствует о полной потере ориентиров.
*лениво, практически копипаста* В той или иной форме, явно или косвенно, понятие меньшего и большего вреда фигурирует в любой вообще этической концепции; все до единого сознательные люди прекрасно понимают разницу и ведут себя в согласии с этим принципом при атомарных дуалях.
thaere
Nov. 1st, 2009 09:11 pm (UTC)
ы?
Вот уж к чему, а к традиционной морали или вообще какой-либо конкретной традиции моя запись отношения не имеет.
vladislove
Oct. 26th, 2009 04:34 pm (UTC)
"Однако японцы процветают в современном глобализованном мире, а нам — нет."

Чем ты измеряешь "процветание"? Материальным прогрессом? Странно слышать такое от бахаи. Интегрированностью в международное сообщество? Отнюдь, очень закрытое общество, мало куда эмигрируют, мало кого принимают извне. Кроме того, один из самых высоких уровней самоубийств в мире, особенно среди молодежи, высокий уровень депрессии (Мураками почитай, он правду пишет :).

Одна знакомая бахаи жила какое-то время в Японии и была весьма удручена жизнью там. За внешней доброжелательностью скрывается повсеместное тайное злословие в узком кругу (еще бы, за "высокую культурность" надо платить, надо находить выход негативу - либо загонять в себя и потом "взрываться", либо выпускать пар в беседах с родными и знакомыми).

Запад и Восток - это довольно голословные обобщения, мне кажется. Конечно, разница есть, однако человеческие эмоции одинаковы везде.
veryeager
Oct. 28th, 2009 10:25 am (UTC)
Как говорится, +100
Изложил мои мысли.

Добавлю, что и с материальным прогрессом там сейчас туговато. Япония скатывается в глубокую экономическую ямищу. Как по спаду промпроизводства, так и по относительному объему государственного долга (превысившего в этом году 180% ВВП) она сегодня на первом месте среди промышленно развитых стран. Причем веселуха там началась задолго до нынешнего кризиса - в 1990 году.

Хотя, конечно, в России всё гораздо хуже. Но мечтать, чтобы "у нас было как в Японии" - это всё равно что, сидя в российской или индийской тюрьме, мечтать о тюрьме голландской или шведской, где сидеть гораздо комфортнее. Нормальные люди, сидя в тюрьме, мечтают о свободе, а не о более комфортной камере.
vladislove
Oct. 28th, 2009 10:58 am (UTC)
Взаимно поддерживаю.

При этом никто не оспаривает вклад Японии в мировую культуру, который значителен. И действительно можно быть очарованным их гравюрами, хайку, философией, чайной церемонией, архитектурой и даже технологиями, аниме и пр. Но жизнь в Японии - это не только слагание хэйку под сакурой на склонах Фудзи. Между идеальным образом Японии и реальной Японией разница огромная.
vladislove
Oct. 26th, 2009 04:46 pm (UTC)
А я люблю американскую культуру :)

Несмотря на где-то попсовость, где-то наивность, где-то невежество, где-то ортодоксальную правильность - тем не менее, им удается сочетать, вбирать в себя разнообразие культур и взглядов. Главные современные музыкальные стили - джаз, рок - возникли в Штатах. Современное искусство, хоть и родилось в Европе, тоже прошло через Штаты. Как большой многонациональный котел, Голливуд рождает иногда подлинные шедевры, которые бы не возникли ни в какой другой культуре. Поэтому, несмотря на свои восторги от отечественного и европейского кино, я все равно буду смотреть Голливуд и наслаждаться лучшими образцами их кинематографического искусства.

А вообще, спасибо за тему, рождает интересные мысли.
veryeager
Oct. 28th, 2009 10:46 am (UTC)
А вообще всяческая японщина мне тоже всегда нравилась - но главным образом с эстетической точки зрения (не считая странных перекосов в изображении внешности в тамошних мультиках).

Однако искать глубокий смысл в японских мультиках - в большинстве случаев всё равно что носить воду в решете. Наивность в целом добродушных (но при этом готовых к самой изощрённой жестокости) язычников-анимистов оттуда так и прёт. Духовности там мало - больше эстетики и романтики, которые при некритическом подходе можно принять за духовность, либо самого примитивного морализаторства (опять же, маскирующего свою примитивность кучей разноцветных финтифлющек, и слова "исключительно красиво" здесь ключевые).

Думаю, современная (не классическая - с нуднейшим театром Кабуки и абсурдной концепцией Сада камней, являющейся, скорее всего, наглой отмазкой садовых дизайнеров, откровенно схалтуривших в своё время при выполнении важного заказа) японская культура привлекательна именно своей эклектичностью (в хорошем смысле слова) и "общечеловечностью" (тоже в хорошем смысле этого слова, а то оно у нас чуть ли не ругательным становится). Те же мультики вовсю (и в большинстве случаев довольно гармонично) смешивают эстетику, исторический и культурный "бэкграунд" самых разных стран и эпох. В каком-то смысле это прообраз культуры будущего, которая и будет строиться на использовании всего, что накоплено человечеством, а не только на своём исконно-посконном и домотканом.
veryeager
Oct. 28th, 2009 10:56 am (UTC)
Добавлю интересный факт: наши недавно вместе с японцами сняли первый русский аниме-мультфильм "Первый отряд". Как раз по сходной схеме: наша историческая основа (ни много ни мало - Великая Отечественная война), западноевропейская "средневековая" добавка (магия, рыцари, ) и японский антураж (стиль аниме, катаны, руконогомашество). Хотя я, будучи любителем военной истории, обычно крайне неодобрительно отношусь к вольностям на эту тему, мультик посмотрел с удовольствием (пусть и заметил немало шероховатостей). Рекомендую (только полный вариант, а то по сети ходят пиратские версии с вырезанными вставками "объяснений экспертов").

Ну или вот обратный пример: Чебурашка по-японски.

В общем, взаимопроникновение и взаимообогащение культур в действии.
thaere
Nov. 1st, 2009 09:17 pm (UTC)
Закон Старджона.
ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Старджона

Как и во всех прочих "жанрах", большая часть аниме - телевизионный сериал на один показ (хотя свои фанаты найдутся у чего угодно, опять же) или в крайнем случае - на один просмотр и для будущих анимешников.

"Первый отряд", к слову, на фоне классического аниме довольно посредственный фильм. Четверка с плюсом для онгоинга, тройка с минусом для классики.
При всех прочих, Миядзаке и Такахату рекомендую. "Принцеса-мононоке", "Могила светлячков", и вообще множество хороших детских мультфильмов

Нет, серьёзно.
veryeager
Nov. 3rd, 2009 11:28 am (UTC)
Re: Закон Старджона.
Собственно, Миядзаки (в том числе) я и имел в виду, когда писал про "язычников-анимистов".

То же "Мононоке" так и не смог досмотреть до конца - скучно; "Унесённые призраками" - не скучно; но в обоих фильмах противна вся эта бесовщина.

А если без бесовщины... "Лапута" - примитивный сюжет (при безусловно отличной стилизации и проработанности мира). "Навсикая" - кошмарный сон. "Тоторо" - неплохой детский мультик, но не внушающий священного трепета.

Ну... на безрыбье должен же и в аниме быть свой Толстой. На фоне такой классики "Первый отряд" выглядит вполне достойно. Всё имхо, конечно - на вкус и цвет...
thaere
Nov. 4th, 2009 07:25 pm (UTC)
ну это.
Священной анимация и не должна быть.

"Мононоке" - бесовщина? А сказки про Кощея - не бесовщина?
По ряду причин, православные монахи шаолинь - это клюква в некотором смысле куда более близкая к бесовщине, чем история о падении мира духов природы перед человеком и его огнём.
Это анимация, но не только в смысле графики и не совсем в смысле религиозном - синто здесь не столько часть сюжета, сколько художественный приём для демонстрации реальной проблемы. В отличие от некоторых авторов, Миядзаке создавал такой контекст намеренно.

Как и "Могила светлячков" - хотя в обоих есть наивные герои, сама история совсем не наивная.
veryeager
Nov. 5th, 2009 08:33 am (UTC)
Re: ну это.
Ждал вопроса о Кощее :) Кощей - для нашей культуры уже "преданья старины глубокой" и проходит по разряду детских сказок. Здесь же подход более серьёзный, и эта бесовщина воспринимается более реалистично. В такую, весьма талантливо созданную, реальность куда легче "погрузиться", чем в сказку про Кощея (сказка, она и есть сказка). А находиться там весьма неприятно.

Безусловно, использование языческого антуража ничем не хуже, чем шаолиньщина или какая-нибудь "боевая фантастика" про насекомоподобных чужих; но мне лично это чуждо чисто эстетически; слишком уж архаичным мировоззрением веет.
( 22 comments — Leave a comment )