В свете такого переломного момента мне был задан вопрос насчет "кризиса среднего возраста" -- был ли он у меня, и если был, то чем закончился и какие чувства вызвал.
Действительно, переход от молодости к... эээ... ну, конечно, не к старости, но... Короче, сформулируем пока так: ощущение конца молодости. Так вот, в какой-то момент, наверное, лет в 36, я понял, что молодость закончилась. То есть жизнь перевалила из стадии начального подъема в стадию борьбы с надвигающимся упадком. Упадком чего, можете вы спросить? Спросил себя об этом и я. И ответ получился вот такой:
Нельзя однозначно сказать, что это упадок сил. Есть много вещей, которые я умею сейчас делать куда лучше, чем раньше. Например, читать инструкции. Вообще я никогда инструкции не читал -- я над ними просто тупо засыпал, и все. А пару лет назад мне пришлось научиться это делать, и теперь я знаю, каким образом можно увлеченно и с пользой читать, скажем, стандарты ASTM.
Если считать, что цель нашей жизни -- научиться учиться, то становится понятно, что такое просветление в мозгах -- естественный процесс. Однако невозможно отрицать и то, что нередко люди с возрастом катастрофически тупеют. Именно старческого маразма я и боюсь больше всего, если честно.
В связи с вышесказанным вызывает озабоченность тот факт, что нового в моей жизни становится все меньше. Нужно ли мне уже начинать волноваться об этом и усматривать здесь первые признаки холодных ветров неумолимо надвигающейся старости?
Конечно, успокаивать себя в этом отношении было бы политически неправильно. Впрочем, я не собираюсь пока и сильно расстраиваться -- мне кажется, что уменьшение нового с возрастом связано просто с возрастанием объема знаний. Я сейчас умею уже массу всяческих полезных вещей делать: переводить с английского, налаживать хроматографы, и даже выполнять основные анализы по нефти и дизельке :-) Кроме того, я умею читать инструкции и не спать на заседаниях (спасибо Национальному Духовному Собранию :-) Короче, мы становимся старше, мы становимся лучше. В конечном итоге мы даже становимся слишком хороши для этого мира, и приходит к нам Вестник Радости...