?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

[ppc2lj] Хроники валькирии

Наслаждаться произведениями самого главного из искусств, коим, как мы знаем, является кино, мне удается нечасто. Связано это, конечно, с форматом данного вида искусства -- его практически невозможно поглощать урывками в походных условиях, как я уже давно приспособился делать с музыкой и книгами.

Но, как не раз уже твердили миру, нехватка времени -- это эвфемизм, заменяющий выражения куда более крепкие и, по сути, означающий "не пошли бы вы со своей мутной хренью куда подальше". Иными словами, время у человека всегда появляется, если ему что-то по-настоящему интересно.

"Хроники валькирии" я начал смотреть еще дома, но поскольку там 26 серий по 23 минуты, то продвинулся недалеко. Эпохальная природа этого эпического труда проявляется еще и в том, что у него есть некоторый порог вхождения -- чтобы полюбить персонажей, надо о них что-то узнать. И мне кажется, что это правильное решение -- поделить все повествование на две части, которые я условно назвал для себя "лирической" и "героической". Бывает даже, что лиричность эта дает осечки и выливается в нудность, но режиссер, натурально, гений -- следует откровенно признать, что нудные моменты коротки, к тому же легко преодолеваются благодаря великолепной графике (на самом деле, даже живописи). От второй части я уже не мог оторваться -- брал с собой ноут в общагу, втыкал наушники, забирался в кровать и смотрел, пока не садились батарейки. Блок питания специально не брал, потому что знал, что иначе смотрел бы его до утра...

Когда я прокручивал в своей голове воображаемый диалог с кем-то, кому я рассказываю об этом мультфильме, первый вопрос, который я себе представлял,-- это "о чем оно все?" Ответ таков: о смысле жизни. Можно было бы сказать о частностях: "о любви", "о жажде власти и безумии политиков", "о преодолении расовых предрассудков", "об искажении исторической правды в угоду победителям" -- и много еще чего. Но акценты здесь расставлены верно: все это -- лишь инструменты, помогающие указать на центральную, но постоянно ускользающую от нас тему -- зачем и ради чего мы живем?

Как вы, наверное, знаете, отличительной чертой японской культуры является пристальное внимание к смерти -- в отличие от современной гуманистической культуры Запада, которая всеми силами пытается отрицать смерть. Японцы испокон веков были со смертью в дружеских отношениях -- вероятно, они ближе всего, из известных мне культур, подошли к осознанию того, что "смерть -- это вестник радости". Причем именно некоей финальной, трансцендентной радости, которая выше эмоций,-- этого наследия нашей животной стороны. Эмоции перед лицом смерти -- плохой помощник.

Удивительно, например, как создатели смогли ярко продемонстрировать, что смерть того, кто развил в себе все человеческие добродетели, обладает преображающим влиянием. Можно действительно сказать, что после смерти такая душа воздействует на нас сильнее, чем при нахождении в этом материальном мире.

Лично для меня эта сюжетная линия -- жизнь и смерть Исары Гюнтер, механика-водителя танка "Эдельвейс",-- одна из двух наиболее ярких в этом повествовании. Вторая -- любовь и трудный путь к взаимопониманию Велкина и Алисии, но об этом, если удастся, отдельно.

Принадлежа к расе изгоев -- даркийцев, которых традиционно считают в том обществе нечистыми,-- эта девочка, Исара, при этом не только сохраняет удивительное спокойствие и, можно даже сказать, сочувствие к своим противникам-расистам, но и в ряде случаев ей удается пробить стену их предрассудков и доказать -- личным примером! -- что цвет волос и орнамент на национальной одежде не имеют никакого значения для истинной оценки достоинства человека. И вот даже думается мне (вряд ли создатели это так задумывали, хотя и не исключено), что для нее смерть была подарком Неба -- она сделала в своей жизни достаточно для того, чтобы сдать этот экзамен экстерном.

Эх, если бы Исара Гюнтер была реальным человеком, я молился бы ей, как святой-покровительнице сервис-инженеров...

Еще один момент, который меня, как человека западного, в некоторой степени удивляет (хотя мне так больше нравится, честное слово): главные злодеи здесь очень красивы. Неглавные противны и комичны (генерал регулярных галлийских сил), а вот Лазурная ведьма Сильверия Блесс и кронпринц Максимилиан, одержимый идеей покорить весь мир,-- красивы. Ну, Сильверия не совсем злодей, ее надо считать, наверное, просто жертвой неправильной концепции служения -- что самурай должен беспрекословно подчиняться своему господину, что бы тот ни приказывал. На Западе этот вопрос был, наконец, официально решен в XX веке -- солдат может отказаться выполнять приказ, если считает его преступным. Но в Японии, мне так кажется, все как-то запутано в этом плане. Получается, что слуга всегда прав, если отдает жизнь за хозяина,-- не прав хозяин, если относится к жертвенности слуги свысока и не ценит ее.

Этот волшебный мультфильм напомнил мне мои детские сны -- лет в 12 мне регулярно снился некий мир, где меня окружают истинные друзья, где все искренне и честно, никто ни над кем не издевается, и есть ощущение напряженной работы ради какого-то великого дела. Я помню, как просыпался после этого, и мне хотелось плакать от бессилия и отчаяния -- ясно же, что в реальности таких друзей мне никогда не встретить. Может быть, это был проблеск мира, в который мы попадем после смерти?

Так уже хочется скорее помереть и оказаться в том мире... Прекрасная фраза есть на этот счет в Коране: "И не услышат они там праздных речей". Или как вырвалось однажды у Бахауллы: "Скоро уже вознесемся Мы туда, где более не узрим ваших лиц". Ну ничего, с Божией помощью и я когда-нибудь сдам этот экзамен...

Конечно, велико искушение пожаловаться на то, что обстоятельства нашей серой жизни недостаточно героичны для того, чтобы можно было себя проявить. Вот если бы оказаться в каком-нибудь сказочном мире! Но подозреваю я, что дело тут не во внешнем мире, а во внутреннем. Реальный мир только кажется таким серым, в действительности он наверняка красивее нарисованного, пусть даже в разрешении 1280х740, только я не могу этого рассмотреть -- нарисованный мир проще и прозрачнее. Если бы можно было постоянно быть в каком-нибудь бахайском проекте -- путешествовать с "Поколением надежды", переводить Писания с "Точкой", сопровождать члена Вспомогательной Коллегии Криса Тара-Брауна в поездках по региону...

И еще. Никогда не подумал бы, что меня впечатлит музыка из мультфильма. Наверное, тут во многом виновата мощь самого повествования. Но мне два дня слышалось в скрипе металлической дверцы от шкафчика, куда я сливаю дизельку после анализа, начало одной из песен King Crimson из Lark's Tongues in Aspic -- Exiles. Хотя в самом мультике ничего такого психоделического нет -- это не Ghost in the Shell.

Ну ладно, пора уже остановиться мне здесь -- что-то моя рецензия приобретает непомерный объем. Даст Бог, удастся написать и про любовную линия -- там есть над чем подумать...

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
izoya
Dec. 11th, 2009 05:51 am (UTC)
Спасибо. Буду ждать про любовь.
heavy_tank
Feb. 26th, 2010 11:35 am (UTC)
совершенно случайно набрёл на эту рецензию.
уж не знаю, дело ли в твоём хорошем слоге, или, действительно, сериал хороший, но захотелось качнуть - глянуть.
chupin
Feb. 26th, 2010 04:53 pm (UTC)
Хроники Валькирии
Я думаю, ты не разочаруешься. Хотя следует признать, что любые произведения искусства имеют некий «вкус», и то, что нравится одному человеку, другому может не понравиться совсем, причём дело тут не в том, что тот, кто не читал «Войну и мир», обязательно тупой идиот (это я так оправдываюсь :-). А тот, кто читал «Войну и мир», но не слушает King Crimson, он тупой идиот или нет? И такие споры можно вести бесконечно. Поэтому я уже давно решил для себя, что рекомендовать своим друзьям посмотреть то-то и то-то — гиблое дело. Лучше всем идти на Имхонет и там искать что-нибудь себе по вкусу.

Так что если не понравится — я не виноват :-)
( 3 comments — Leave a comment )