chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

В жизни всегда есть место смерти

Недавно довелось мне посмотреть первое в своей жизни японское кино. Так-то я всё больше анимешки смотрю да саундтреки к ним слушаю. Такая вот моя культурная теперь парадигма. Посмотрел я его случайно — пока летел из Австралии на огроменном «Боинге-777» компании «Катарские авиалинии», и там были экранчики на каждом кресле.

Не знаю, вызовут ли мои слова какой-то отклик у вас в душе, или покажутся просто очередными меланхоличными рассуждениями непонятно о чём — то ли о старых добрых временах, то ли о несбыточном светлом будущем. Но сказать я хочу вот что.

Одной из самых неприятных неприятностей, которая только может случиться у человека в жизни, многие считают одиночество. Так, наверное, устроена точка сборки человека — для фиксации ей нужно присутствие рядом кого-то, у кого она в том же месте. Люди — бозоны, а совсем не фермионы, так что чем больше собирается толпа, тем приятнее нам в её объятиях. Вместе с тем очевидно, что есть большой смысл в обретении самоконтроля, когда ты можешь эту точку сборки фиксировать самостоятельно, а не благодаря толпе. Мы даже знаем такой нехороший факт, что синдром толпы приводит ко множеству катастрофических событий, и нет ничего хуже, чем поддаться влиянию этой самой толпы. Всё-таки человек есть существо разумное, и Богу хочется, чтобы мы этот разум применяли, а не поддавались просто каким-то веяниям нашей внутренней природы или природы внешней, «природной».

Японская культура поэтому представляется мне, пожалуй, наиболее сбалансированной. С одной стороны, у них всегда красной нитью через все произведения проходит линия одиночества и необходимости скрашивать его друг для друга, а с другой, эта огромная бесконечность, которая постоянно стоит рядом с нами и дышит нам в лицо каждый раз, когда кто-нибудь из нас умирает, вызывает в японцах благоговение и уважение, как тому и следует быть. Тех же американцев, например, эта вечность и бесконечность пугает до мокрых штанишек, и поэтому они объявляют её неприличной и никогда о ней не говорят между собой, равно как и в фильмах.

Первый в своей жизни японский фильм, который я посмотрел, назывался "Box!" и был, как можно догадаться из названия, про боксёров. Сюжет примерно такой: есть два друга, которые ещё в детстве пообещали друг другу, что будут защищать друг друга всегда и везде. Потом оказывается, что один из них — весьма талантливый боксёр, хоть и разгильдяй. И тогда второй, чтобы поддержать своего друга, тоже идёт заниматься боксом. После чего они парадоксально меняются местами — разгильдяй-гений, проиграв один важный бой, падает духом и бросает тренировки, тогда как его друг, будучи человеком хоть и не талантивым в боевых искусствах, но очень упорным, продолжает тренировки. В разгильдяя-гения, вместе с тем, влюбляется одна девушка-красавица, которая решает типа стать его менеджером. Когда разгильдяй погружается в меланхолию и никак не хочет собраться с силами, девушка эта в определённой мере проникается к нему презрением. И тут оказывается, что у неё некая смертельная болезнь, и она вдруг умирает.

Небольшое лирическое отступление. Единственный подобный фильм западных киностудий, где бы прекрасная девушка умирала и тем изменяла мир,— это «Мост в Терабитию», и я считаю его подлинно гениальным творением, хотя это и явно совсем детский фильм, примерно для того же возраста, что и, скажем, «Хроники Нарнии» (которые мне ужасно не нравятся, если честно)...

Итак, девушка-красавица умирает. Сцена похорон вообще удивительна и пробирает до глубины души. Это надо видеть, как мать умершей с улыбкой сквозь слёзы непереносимой боли извиняется перед одноклассниками своей дочки за то, что так получилось, а те, не в силах вымолвить ни слова, только молча кланяются ей почти до земли...

«А где Като?» — спрашивает она про этого боксёра-разгильдяя.

«Он не смог сегодня придти»,— в диком смущении отвечает тренер, потому что действительно не знает, где этот Като болтается.

«Я надеюсь, что Томоко будет помогать ему, она так хотела, чтобы он стал чемпионом»,— добавляет мать Томоко, стараясь улыбаться по-прежнему.

И вот они идут обратно и вдруг видят, что Като прячется где-то сбоку от кладбищенской дорожки. «Ты почему не подошёл к её матери?» — спрашивают они, а Като стоит в растерянности и молчит. И вдруг его друг подходит к нему и залепляет ему мощный удар по челюсти, после чего Като поворачивается и убегает.

Не знаю, как бывает у японцев в реальной жизни — может быть, не всякий разгильдяй берётся за ум, но Като взялся. На мой взгляд, это вполне реальная история — живая Томоко не могла помочь ему разобраться в его жизни, а мёртвая — смогла. Бахаулла ведь не просто так говорит, что могущество душ после смерти возрастает многократно. Я сам такую историю знаю про одного своего друга, который жил себе бездумно и травку покуривал в своёи Семипалатинске, а когда его отец умер, вдруг собрал манатки и поехал в Новосибирск в поисках бахаи, которых никогда в своей жизни не видел и от которых до него дошла только маленькая книжка, которую всучил его другу в поезде Крис Тара-Браун.

Так что мы должны знать, что мы совсем не одиноки в этом мире, даже если у нас нет ни одного друга — смерть всегда рядом, и она и есть наш подлинный друг, который никогда не предаст. Однако настоящий живой друг — воистину подарок свыше, и даётся он, наверное, только тем людям, которые уже научились самодисциплине и поэтому способны не испортить этот подарок...

Прочитал эту запись о подумал, что стиль у неё прям какой-то телегрфный для такого серьёзного вопроса. Если бы я был просто френдом самого себя и читал её со стороны, скорее всего, вряд ли что-нибудь понял бы. А виновата во всём жизненная беготня — столько всего надо сделать за весьма ограниченное время, что написать о чём-нибудь важном со вкусом, толком и расстановкой не получается. Так что не взыщите. Ну, а для меня это просто ещё одна мысль, спасённая от забвения...
Subscribe

  • BAND-MAID: двухлетний юбилей концерта в Амстердаме

    BAND-MAID в Амстердаме 16 ноября 2018 г., перед концертом в клубе Melkweg. Два года назад, 16 ноября 2018 года, BAND-MAID сыграли…

  • О сменяемости власти

    Читаю тут некоторые бизнес-материалы по Казахстану, и вижу: «Президент Казахстана дал указание...» И вспомнилось мне, что ведь уже давно не…

  • (no subject)

    Разгорелась тут у меня дискуссия с одним человеком в YouTube. Очень интересное видео от Майкла Наки было, и мы там с одним товарищем зацепились…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments