chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Categories:

Отечественная инконгруэнтность

Сергей Голубицкий всегда поражал меня своим необычным взглядом на мир. Хотя он, в общем-то, не скрывает, что многие его статьи — это интеллектуальная провокация. Нижеследующее объяснение того, почему Россия столь неуспешна в бизнесе и политике, мне показалось интересным. Хочу только заметить, что обобщение на уровне «весь народ таков-то и таков-то» — это классический пример ложного обобщения. В массе — может быть, причём, скорее всего, в необразованной или малосознательной массе. Многие факты, на мой взгляд, в такую идеализацию и не укладываются — например, хвала Грузии никак не учитывает совершенно пещерную ненависть, которую грузины испытывают к тем же абхазам или осетинам (а те, соответственно, питают не менее страшную ненависть к грузинам — сам наблюдал). Но идея в любом случае интересная, какое-то рациональной зерно в этой интеллектуальной провокации есть.


Меня всегда обвиняли в эмоциональности. Дошло до того, что я сам в нее поверил, чем чуть не повредил стилистике своего письма. Слава богу - вовремя одумался, осознав, что эмоциональность - системообразующая основа не только художественной литературы, но и хорошей журналистики.


Есть, однако, сферы, в которых эмоциональность не просто не уместна, но откровенно губительна. Это бизнес и политика. Политика меня не интересует в принципе, поэтому буду говорить только о бизнесе. Цепочка моих умозаключений, коими хочу поделиться (и обсудить) с читателями, выглядит следующим образом:


- Эмоциональность - это проявление доминанты женского начала. На уровне личности эта закономерность очевидна и не так интересна, как на уровнях более высокого обобщения: деловой корпорации, политической партии, нации, народа или государства.


- Изучение корпоративной генетики за 15 лет однозначно превратило меня в адепта аксиомы, согласно которой судьба бизнеса определяется психологическим характером отца-учредителя. Даже если создатель компании из нее уходит (продает акции, теряет интерес, либо его выдавливают, подобно тому, как в 1985 году поступили со Стивом Джобсом), зачатый им бизнес продолжает мистическим образом развиваться в рамках эмоционально-этической конструкции, заданной создателем: подбор персонала, стратегические партнерства и предпочтения в их выборе, акцент на экспансию либо на интенсивное развитие, приоритеты внешнего кредитования или «жизнь по собственным средствам», отношение к go public - все нюансы корпоративной деловой активности отражают взгляды и мировоззрение демиурга.


- Любое неформальное объединение людей - по идеологическим приоритетам, по деловым целям, по национальным амбициям - также создает единый эмоционально-этический фон, который определяет впоследствии поведение всего неформального объединения в целом. Если в случае с деловым консорциумом и политической партией эмоционально-этический паттерн еще как-то можно свести к формальному кодексу поведения (учредительные документы организации, устав партии и т.п.), то поведение макрогрупп, подобных семейному клану, нации, народу, формализовать никак не удается, поэтому приходится апеллировать к абстракциям вроде коллективного бессознательного.


- Здесь-то и начинаются самые удивительные открытия! Мы вдруг обнаруживаем, что бывают не только мужчины, которые ведут себя, как женщины, и женщины, которые демонстрируют чисто мужские качества в своей повседневной жизни, но и ... мужские нации и женские нации! Попробуйте сами себя спросить: народ имярек - мужчина или женщина? Вы поразитесь, до чего единообразны будут ваши ответы. Сравните: англичане, французы, испанцы, немцы, греки, американцы, канадцы, португальцы, румыны, поляки, венгры, болгары, турки, арабы - однозначно мужчины! Русские, евреи, индусы, итальянцы - однозначно женщины! Продолжите ряд на свое усмотрение!


- Женских народов в мире несравненно меньше, чем мужских, однако их проявленные качества в равной мере несравненно более выпуклы и выразительны. Скажем, помянутая выше эмоциональность мировосприятия является мотивационной основой всех народов-женщин.


- Как я уже сказал, есть сферы, в которых женское эмоциональное начало реализуется идеально (в первую очередь, конечно, это все виды искусства, но есть и другие - например, юриспруденция, педагогика в самом широком смысле), а есть - где эмоциональность губительна и даже смертельно опасна. Главные такие сферы - бизнес и политика.


Русский бизнес и русская политика, определяемые женской природой самой нации, патологически эмоциональны, и в этом главная (единственная?) причина всех наших проблем! Мы смотрим на мир глазами, заряженными этическими понятиями (= прямое следствие женской эмоциональности), и это нас просто губит. Отечественный бизнесмен постоянно оперирует такими понятиями как друг, враг, хороший человек, плохой человек, подлый, хитрый, наглый и т.п., которые превращают его в совершенно инконгруэнтную фигуру в поле международного общения.


Да простят мне читатели использование этого омерзительного НЛП-шного термина, но другое просто в голову не приходит, тем более что в данном контексте он прекрасно справляется с возложенной на него задачей. Итак, напомню, что под конгруэнтностью понимаются (всякими бэндлерами и гриндерами :) поведение индивида, у которого все выходные каналы коммуникации между собой согласованы таким образом, что по каждому из них передаются сообщения, согласованные с теми, которые поступают по другим - входным - каналам.


Отечественный бизнесмен (как, собственно, и вообще - русский человек - здесь, впрочем, вы вольны подставить любую женскую нацию - еврея, итальянца и т.п.) инконгруэнтен, поскольку на выходе у него получаются послания, совершенно не адекватные тому, что было на входе. Почему так? Потому что вмешивается женское эмоциональное начало,  подменяющее понятийный аппарат, добавляя к реальности содержание, которого там отродясь не было. Те самые идиотские «друзья, враги, плохие, хорошие» и т.п.!


В качестве иллюстрации тупиковых ситуация для восприятия соотечественниками предлагаю два примера.


Пример первый - Грузия. Грузия (и грузины - мужская нация по определению) последние лет 10 выстраивает под руководством Михаила Саакашвили потрясающее государство. Государство, объективно достойное восхищения и подражания. И для того, чтобы это понять, нужно отказаться от женского мышления и почитать объективные информационные источники. Объективные, а не истерические завывания русской прессы. Я понимаю, что пресса политически ангажирована и исполняет политический заказ, но ведь и сам этот заказ продиктован именно эмоционально женской картиной мира.


Какое отношение имеет Южная Осетия к деловой атмосфере в Грузии? Никакого, если для вас такие вещи, как прозрачное и упрощенное до неприличия налогообложение и бухгалтерия, полное отсутствие чиновничьей коррупции, система лицензирования, регистрации нового бизнеса, получение строительных лицензий, упрощенные до уровня пятерки лучших стран мира, - если для вас все эти вещи менее важны, чем мышление в парадигме «враг, друг, плохой, хороший». Саакашвили, казалось бы, должен рвать, метать и скрежетать зубами в сторону своего северного «оккупанта» (именно таким, кстати, его и пытаются представить отечественные СМИ), он же невероятным образом отменяет визы для россиян и создает условия чуть ли не наибольшего благоприятствования для российских бизнесменов, мотивируя это тем, что политика - политикой, а денежки - сами по себе.


Как такое может быть?! В нашей голове это не укладывается.


Пример второй - недавно рассекреченная информация о военной помощи Франции Аргентине накануне Фолклендской войны. Франция продала Аргентине пять ракет Exocet, которые через несколько месяцев в мае 1982 года были задействованы при ударе по британским кораблям "Шеффилд" и "Атлантик Конвейор", унесшем жизни 32 моряков.


После начала войны Франсуа Миттеран, как ни в чем не бывало, высказал безоговорочную поддержку Велиобритании, Франция заняла однозначно сторону своего «вечного врага», даже приняла участие в военном эмбарго Аргентины, мешая поставкам ракет из других государств. Англичане, разумеется, все знали про продажу оружия Францией накануне войны, но даже глазом не повели. И звука не издали. Зачем?! Бизнес - это бизнес, и в нем нет места сопливым сантиментам про «врагов, друзей, хороших и плохих».


Ну и как: в вашу русскую голову укладывается такое поведение?


Можно ли что-то изменить в сложившемся статус-кво? Разумеется, невозможно! Было бы безумием пытаться менять глубинную природу - что человека, что целой нации. Как же быть? Дальше продолжать «истерить», подмешивая эмоциональные специи в кашу, где им принципиально нет места? Увы - продолжать подмешивать. Единственный шанс - это просто осознавать сложившуюся дихотомию (мужского и женского начала) и хотя бы на рациональном уровне сдерживать свою буйную природу, направляя деловую активность туда, где ей место, - в категории «выгода, невыгода, польза, бесполезность, нужность, никчемность», прочь - от всех этих «наших, не наших, друзей, врагов» и прочих эмоциональных химер!

Tags: russian revolution, страны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments