chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

BECK - Mongolian Chop Squad и прочие современные музыкальные веяния

По рекомендации vereshchagina посмотрел довольно неплохое аниме (см. сабж). За душу берет, конечно, и непростая судьба всех молодых начинающих музыкантов вызывает искреннее сочувствие. Однако насторожило вот что: музыка-то сама в этом мультике явно подкачала, и сразу стали напрашиваться мысли о том, что трудный путь "Бека" к славе, может быть, закономерно связан с тем, что группа недалеко ушла от обычного УГ? И это на фоне того, что последнее время мои музыкальные вкусы вообще резко сместились в сторону саундтреков к аниме, типа Angel Beats, Tengen-Toppa Gurrenn-Lagann и все такое прочее.

По некотором размышлении выскочил еще вот такой вывод: пацаны к успеху шли так долго просто потому, что им, в общем-то, нечего было сказать миру. Если вот сравнить с известными мне успешными группами IRL, типа той же "Металлики", Led Zeppelin и вообще почти всех групп конца 60-х --- начала 70-х, то все эти реально успешные группы не столько заморачивались по поводу денежных моментов, скажем, как по поводу некоей идеологии, которую они хотели донести до слушателей. А про Джимми Хендрикса вообще Роберт Фрипп сказал, что он, по его мнению, и не гитарист никакой, а просто человек, который хотел что-то сказать миру, и который встал и сказал это.

Может быть, в этом и состоит отличие между группами, зародившимися ближе к середине XX века и теми, что зародились ближе к его концу, а уж тем более --- в начале века XXI? В 60-х годах мир жил на волне нескольких революций одновременно --- сексуальной, политической, музыкальной. На самом деле, все эти революции олицетворяли разрыв с предрассудками прошлого, надо всеми этими хиппи и антиколониальным движением царил общий дух свободы и новых, доселе невиданных возможностей. Женщины, негры и жители Африки почувствовали, что их вдруг тоже начинают считать людьми --- и прежде всего, людьми начинают они считать сами себя. Понятно, что и музыка, будучи, как и всякое искусство со времен Льва Толстого, зеркалом революции, претерпевала кардинальные изменения. Отсюда песни типа When a Levee Breaks или Twenty First Century Schizoid Man, War Pigs и т.д. --- несть им числа, что ни песня, то гимн возрождающегося человечества.

"Металлика" и весь "хэви метал" в целом --- я беру теперь серьезные музыкальные нововведения следующего десятилетия --- родился и возмужал под лозунгами более мрачными. В хиппанстве с его цветами народ разочаровался, кто пытался делать вид, что ничего страшного не происходит, тот ушел в только что народившуюся попсу, а кто имел более трезвый взгляд, ударился в рассуждения о смерти и ее облагораживающем влиянии не человеческий дух --- "Металлика" или тот же Manowar, собственно, все об этом.

А потом настали 90-е, и тут уже, на мой взгляд, почти и не осталось никого, кто хотел бы сказать людям что-то воодушевляющее. Тут мы видим еще большее сползание в мрачность, а также мощное разбегание на мелкие тропинки в стороны от мейнстрима --- кто-то стал обращаться к корням, кто-то --- к своим узким философским воззрениям. Мода на политически напряженные манифесты практически сошла на нет --- за исключением, конечно, постсоветского пространства, где как раз наступил бурный расцвет среди музыкантов, которым было что сказать миру и которые вышли вперед и сказали это.

А потом век закончился, а с ним и окончательно заглохли все свободолюбивые идеологии, опиравшиеся на идеи всякого там сексуального раскрепощения или национально-освободительных движений. Теперь в глубине нашей цивилизации накапливаются новые проблемы, имеющие совершенно иную природу, чем проблемы полувековой давности, от которых мы столь творчески и плодотворно тогда освободились, и мы копим силы для какого-то нового рывка вперед.

В этом плане хотелось бы прокомментировать именно японскую реакцию на все эти тектонические подвижки в нашей общепланетарной цивилизации. В этом плане BECK --- какой-то очень нехарактерный мультик. Или, наоборот, очень характерный, тут как посмотреть. Японцы в целом, мне так кажется, довольно успешно противостоят нынешней всеобщей культурной депрессии, разумно переключая внимание на внутренний мир человека и вечные вопросы любви, верности и мужества перед лицом испытаний. BECK же --- из другого мира, мира аполитичной тусовки, обитатели которой никогда не пытались возвести свои действия в ранг абсолютного закона, как завещал нам делать старик Кант. Это просто талантливые ребята, которым их талант не дает спать спокойно --- но среда такова, что они тихонько варятся в вопросах уровня своего двора или своей школы, и когда встает вопрос о написании текста для нового хита, это оказывается для главного героя почти неразрешимой проблемой. Да, это вам не Джеймс Хетфилд с Ларсом Ульрихом, которые, по их собственному признанию, целыми днями рассуждали о смерти и со сладким ужасом писали песни то про всеобщую ядерную катастрофу (Fight Fire with Fire), то про казнь на электрическом стуле, то про самоубийство (Fade to Black). И все это было искренне!

Кстати, еще хотел упомянуть в этой связи про случившееся со мной на днях глубокое потрясение --- фактически даже разрыв шаблона, да простится мне этот громкий термин.

Все дело оказалось в японской группе Boris. Группа, конечно, несколько необычная --- впервые вижу женщину-соло-гитариста в мужской группе, если честно :-) Но хуже всего оказалось то, что хиты этой группы, прославленные ее поклонниками, есть не что иное, как просто шум. Ну, мне так показалось при первом столкновении. Сейчас вот решил проверить, опять полез на YouTube, и вдруг наткнулся на произведения вполне приличные. Ну, то есть, сам бы я такие вещи слушать не стал, но готов признать за ними определенные художественные достоинства.

Но на тот, первый момент столкновения с музыкой Boris, я был сражен наповал. Я видел, что вот, некоторые люди просто тащатся от этой музыки --- но музыка не то что плохая, ее просто нет! И видно, причем, что это не "актуальные пид..сы" Пелевина, которые присоединились к секс-меньшинствам потому, что узнали о моде на это в журнале "Птюч". Эти люди реально восхищаются вот этим вот шумом, которые недалеко ушел от рева перфоратора!

Я даже не удержался и написал под тем роликом коммент, где выразился в том духе, что, может быть, уважаемые фанаты группы Boris просто ничего слаще морковки не ели нормальной музыки никогда не слышали? Меня сочли троллем. Я извинился и поклялся, что ни в коей мере не желал их оскорбить, и что мое изумление искренне. Мне вежливо разъяснили, что сия музыка,--- по мнению, конечно, фанатов "Бориса",--- называется "хард-рок" и "стоун-рок" --- в отличие от "Металлики", которая есть "металл" (а надо сказать, что стилистические опусы "Бориса" чем-то весьма напоминают альбомчик St. Anger).

Тут я окончательно уверился, что в музыке не может быть практически никакой общности понимания, поскольку отнести "Бориса" к той же когорте славных хардрокеров, что и Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin и иже с ними, я бы ни за что не решился. Неведомый мне "стоун-рок" --- может быть, все-таки название явно происходит от понятия stoned, сиречь "обдолбанный".

Хотя это все-таки японцы, так что профессионализм у них просто в крови --- несмотря на всю панковость и трешовость стиля, играют они профессионально. Даже, согласен это признать, виртуозно. Ну, там, где не только шум перфоратора, конечно.

И между прочим, послушав этого "Бориса" более подробно, не могу не указать на то, что выводы мои о всеобщем разочаровании народа в позитивных идеалах получают все больше подтверждений. Нынче в моде такая вот музыка, типа этого ихнего треша и "стоун-рока" --- мерзок сей мир, по мнению нынешнего поколения.

Или, может, это я просто безнадежно устарел? Ведь вот же, люди реально этим всем вдохновляются...

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments