chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Category:
  • Music:

Start Believing

Извините за английское название — поскольку моим учителем-бахаи был американец, Крис Тара-Браун, для меня большинство духовных концепций звучат внутри моей головы по-английски. Вот сижу сейчас, слушаю свои любимые бахайские госпелсы, и настолько глубоким смыслом наполнены эти слова, что русский перевод кажется только серой их тень. Stop deceiving and start believing — «Прекратите ловчить и начинайте верить». Как-то так...

Но вообще идея, о которой я хочу написать, пришла не из музыки, а из книги. Что-то у меня истощились новые книги, и я решил перечитать кое-что из старого. А именно — «Отзвуки серебряного ветра» Иара Эльтерруса. Блин, рыдаю чуть ли не на каждой странице. Действительно великая книга. Сразу начинает казаться, что вот если бы каждый человек её прочёл, то сразу бы все всё поняли. Конечно, это иллюзия — что бы люди ни читали, они поймут в этом ровно столько, насколько уже развита их душа. Сегодня увидел у Бахауллы такой удивительный ответ на эту проблему:

Думается Мне, что на вкусы людей, увы, сильно повлияла всеобщая лихорадка пренебрежения и безрассудства, ибо видим, что люди совсем не осознают сладость Его речения и посему остаются лишёнными её. Как, воистину, прискорбно, что человек отгораживается от плодов древа мудрости, в то время как дни и часы его быстро уходят.


У Иара Эльтерруса эта ситуация очень хорошо объяснена в «пространственном представлении».

Примечание: Это хорошо известный психологам приём, когда чувства можно как бы символически расставить по комнате, скажем. Например, разговаривая со своим ребёнком, можно сначала подойти к нему, обнять и сказать: «Я тебя так люблю», потом отойти в сторону и сказать: «То, что ты украл у своего товарища по классу часы, это ужасно, нормальные люди так не поступают» — сказать это надо, стоя в самом дальнем углу комнаты, как бы пространственно разделяя столь ужасный поступок и поступки нормальных людей, любящих друг друга. Затем, закончив говорить о краже и её отвратительной природе, опять подойти к ребёнку, обнять его снова и сказать: «Ну, мы-то не будем так больше делать? Что для нас значат материальные ценности, когда в рассуждении людей Баха весь мир стоит не больше, чем зрачок в глазу мёртвого муравья?» Таким образом, в голове у ребёнка наглядно разделятся «нормальные люди» — мама или папа, обнимающий его со всей любовью, и кража как мерзкое деяние, которое находится где-то в далёком тёмном углу и от которого следует всеми силами отмежеваться.


В общем, «пространственное разделение». Есть где-то цивилизация Аарн, являющая собой воплощение всего самого лучшего и светлого. Но люди в остальной части Галактики, конечно, не верят в то, что всё так у Аарн хорошо — просто потому, что «не может так быть, чтобы кто-то делал другим что-то хорошее бесплатно», «не может так быть, чтобы среди них не было ни одного подлеца», ну и прочие экстраполяции из «мира пашу». «Пашу» — это термин из индуизма, я его для себя всегда переводил для простоты как «чернь». В смысле, это те самые люди, живущие простыми материальными желаниями и никогда не задумывающиеся ни о чём большем — да ещё при этом активно старающиеся задавить всех «странных», чтобы те не смущали их душевный покой. Бахаулла так охарактеризовал подобных людей:

Счастлив тот верный, что облачился в наряд благородных деяний и восстал служить Делу сему. Такая душа, воистину, достигла желанной Цели и познала Предназначение, ради коего она была сотворена. Но тысячу раз увы тем своенравным, кои, подобно сухим листьям, пали во прах. Вскоре беспощадные ветры унесут их прочь в место, кое суждено им. Невежественными они прибыли сюда, невежественными пребывали и невежественными вернулись в свои обители.


Как видите, я всё пытаюсь быть политкорректным, чтобы никто не кричал потом, что я презираю «простых людей» :-) Мне неловко, когда люди как-то агрессивно реагируют на термин «чернь», но суть дела-то ведь не меняется, если стану называть их «пашу», например.

В общем, «пашу» думают про аарн всякую хрень. Поводов для этого у них предостаточно — ведь аарн не сидят просто так на попе ровно,— чтобы оставаться людьми, они вынуждены делать, что могут, для сохранения мира в Галактике. Например, они тщательно отслеживают все опасные научные разработки милитаристов и иногда проходятся с рейдами по исследовательским лабораториям, где производят биологическое оружие, способное за несколько часов превратить всех жителей планеты в куски гниющего заживо мяса. Естественно, «пашу» об этом не знают и считают, что аарн суть жестокие властолюбцы, не упускающие случая поиграть мускулами и покуражиться над беззащитными. В общем, судят по себе. Например, один из главных персонажей книги — некая Тина Варинх по прозвищу «Кровавая Кошка». Прозвали же её так за то, что в одном из экспериментов милитаристов на одной из планет они смогли таки сделать из людей тех самых зомби, о которых давно предупреждают нас разработчики игр типа «Обитель зла». И эти зомби вырвались, как водится, из-под контроля незадачливых учёных, и если бы аарн не загнали их всех на стадион в центре города и не уничтожили там, то хана пришла бы всей планете. Смотрите «Обитель зла» с Миллой Йовович в главной роли.

Интересно, что в конце концов аарн придумывают, как всё-таки можно поднять общий уровень населения Галактики, и начинают посылать в детские дома на планетах «пашу» своих учителей, которые берут этих несчастных брошенных детей под своё крыло и устраивают им «рай в отдельно взятом доме». Но это уже на более продвинутой стадии — это в конце книги будет, я же пока только в самом начале её перечитывания :-)

Не устаю удивляться тому, что Иар Эльтеррус, ни разу не бахаи, умудрился настолько точно обрисовать черты будущего Миропорядка Бахауллы. Конечно, он посчитал, что для того, чтобы такой миропорядок был жизнеспособным, требуется всеобщая эмпатия. Бахаи знают, что это не обязательно — Бог придумал другую штуку для этого, и бахаи знают её как «Завет». Интересно, что объяснить небахаи, что это такое, так же невозможно, как аарн не могли ничего объяснить про себя всем неаарн.

Это я всё к тому, что я с самого первого дня знакомства с бахаи мучительно размышляю, почему нас так мало и почему практически никто этой замечательной системой не интересуется. Вот же, рядом, только руку протяни — все ответы на все вопросы, вот перед нами мир непредставимой чистоты и новых, невиданных доселе общественных отношений. Нет, всем всё пофиг. Впрочем, когда я спросил об этом в своё время Уильяма Хэтчера, великого философа и математика, он тяжело задумался, а потом сказал, что это одна из трёх вещей, которые человек не способен постичь в этой жизни. Ну вот есть у человека свободная воля, и хотя нам хочется всё в этом мире объяснить, но не всё объяснимо. Как бы мы ни пытались. Да, один из двух братьев-близнецов, выросших вместе в одном доме, выберет стать святым, а другой — подлецом, и в чём тут причина, мы узнаем только после нашей собственной смерти...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments