?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как мы знаем, вопрос о гигантских человекообразных роботах не на шутку волнует широкие массы населения — его даже задавали нашему Медведу-Президенту во время единственного, я так понимаю, в истории человечества прямого общения с этими самыми широкими массами.

И вот довелось мне тут буквально вчера посмотреть крайне интересное и приятное во всех отношения аниме по этой теме. Называется «Гаргантия» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4406661

Во-первых, само аниме очень радует глаз — там море и солнце, так что если за окном зимняя хмарь, то можно устроить себе этакое «внутреннее лето». Но есть там и идея, которая меня весьма зацепила, и я об этом хочу рассказать.

Я тут размышлял последнее время над таким интересным вопросом: что, всё-таки, представляет собой Вера бахаи? Во время недавней конференции EBBF в Барселоне мне довелось поговорить с одной итальянской девушкой (по имени Маргарита), которая услышала о бахаи совсем недавно — в конце июля, она сказала. А я не знал, что она такая новенькая, и я давай её с пристрастием расспрашивать, почему она до сих пор не бахаи. Её первой реакцией было удивление: «А почему я должна становиться бахаи, вообще?»

Маргарита из Италии (Margherita Pagani, FlyTheGap) во время разговора о том, почему она до сих пор не бахаи.

Тогда я посчитал необходимым объясниться. Я сказал, что мне известны два типа людей, которые не становятся бахаи. Есть те, кто вообще не думает,— живут, как придётся. Такие люди не задаются вопросами о смысле, о том, почему жизнь устроена именно так, а не иначе, зачем мы умираем и т. д. Такие люди, естественно, не могут стать бахаи, потому что у них полностью отсутствует осознание самих себя, они живут, как во сне.

Второй тип людей — это которые думают очень активно, но не могут удерживать в голове длинные логические цепочки. То есть, их несут какие-то чувства, а голова набита обрывками разнородных объяснений реальности, которые, подобно вихрю конфетти, пребывают в постоянном хаотическом движении. Такие люди тоже вряд ли станут нормальными бахаи, им нужна какая-нибудь простая теория, чтобы хватило записать на одном кусочке этого конфетти. Такие люди обычно верят в гороскопы, или в то, что имя Бога — Иегова, или в то, что кругом энергетические вампиры, или ещё во что-нибудь похожее. Бахаи они могут иногда стать, а через месяц — перестать, в общем, как-то так.

«Ну вот,— говорю я этой итальянской девушке.— Поэтому я и удивляюсь, почему ты не бахаи. Ты же очень умная, ты логически мыслишь, ты программист, у тебя собственная фирма, ты не сволочь какая-нибудь вредная». Тут её прорвало на возмущение: «Я не хочу присоединяться ко всяким группам, которые будут говорить мне, что думать и что делать».

Тут уже культурный шок наступил у меня. «Эээтоооо… — в изумлении я перешёл на японский.— Но ведь в Вере бахаи первый принцип — самостоятельный поиск истины. Тут скорее обратная цель — не только не говорить тебе, как ты должна поступать, а наоборот, освободить тебя «от затмевающего праха обретённой учёности и туманных изречений тех, кто суть воплощения сатанинских мечтаний». Бахаи пытаются научить людей думать самостоятельно, никто никого за ручку не водит. У нас же нет священников, которые будут тебе говорить, во что верить, а во что нет».

Но хотя я это всё и сказал, тот культурный шок не прошёл для меня бесследно. Маргарита, кстати, потом прониклась духом конференции и аж подпрыгивала от радости: «Какие вы бахаи все классные! Почему же я раньше о вас ничего не знала?»

Маргариту после этого кто-то отвлёк другим разговором, а у меня завязалась беседа с голландцем по имени Сйоерд (как две капли воды похожий на Брюса Уиллиса, даже с такой же кривой ухмылкой). Слово за слово, и я ему рассказал обо всех известных мне предложениях Бахауллы насчёт поставить эксперимент по чудотворчеству. Мне известно два. Ну, во-первых, это описанная Им Самим ситуация в Багдаде:

В сём Откровении явилось то, чего никогда не бывало прежде. Неверные, когда они видят то, что явлено, ропщут: «Воистину, сие есть колдун, умысливший ложь против Бога». Подлинно, они — отвергнутый народ.

Поведай всем народам, о Перо Ветхого днями, о том, что произошло в Ираке. Расскажи им о посланнике, направленном к Нам собранием священнослужителей той страны; достигнув присутствия Нашего, он стал расспрашивать Нас о различных науках, и Мы отвечали Ему согласно знанию, коим Мы наделены. Твой Господь, воистину, Ведатель незримого. «Свидетельствуем,— сказал посланник,— что ничьё знание не может сравниться с Твоим знанием. Однако знания сего недостаточно, дабы подтвердить высокое положение, кое люди приписывают Тебе. Если Ты речёшь истину, сверши то, что все народы земли, даже объединив усилия, не в состоянии свершить». Таково было непреложное веление при дворе присутствия Господа, Всеславного, Любящего.

«Свидетельствуй! Что ты зришь?» Он был ошеломлён. А когда пришёл в себя, произнёс: «Истинно верую в Бога Всеславного, Достохвального». «Иди же к людям и скажи им: "Просите всё, что вам угодно. Властен Он вершить по желанию Своему. Ничто — будь то в прошлом или в грядущем — не воспрепятствует Воле Его"». Скажи: «О собрание священнослужителей! Изберите, что угодно, по своему желанию, и просите Господа вашего, Бога Милости, явить сие для вас. Если осуществит Он ваше пожелание, силою Своего владычества, то уверуйте в Него и не будьте из тех, кто отвергает истину Его"». «Ныне занялась заря понимания,— промолвил он,— и представлено свидетельство Всемилостивого». Он поднялся и, по велению Бога, Всеславного, Наивозлюбленного, вернулся к тем, кто направил его.

Шли дни, но он не возвращался к Нам. Наконец, прибыл другой посланец и сообщил Нам, что люди те отказались от своих первоначальных намерений. Воистину, они достойны презрения. Вот что произошло в Ираке, и Своим словам Я Сам свидетель. Весть о случившемся разнеслась повсюду, но не нашлось никого, кто бы уразумел смысл сего. Так предопределили Мы. Когда б вы знали сие!
Клянусь Самим Собою! В прошлые века всякий, кто просил Нас представить знамения Бога, отвергал Божию истину после того, как Мы являли их. Люди большей частью оставались беспечными. Те же, чьи очи осиял свет понимания, ощутят сладостные ароматы Всемилостивого и воспримут Его истину. Они суть те, кто подлинно искренен.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, LXVII. М., 2009)

Во-вторых, это история про одного нарушителя Завета, у которого была сухая рука. Бахаулла сказал Своим спутникам, что они могли бы передать этому человеку такое предложение: пусть он сделает своё исцеление проверкой собственной веры. Если он обратится с молитвой к Бахаулле об исцелении своей сухой руки, и это исцеление произойдёт, он будет точно знать, что Бахаулла действительно Богоявление. К сожалению, этот человек был безнадёжен и предпочёл упорствовать в удобной ему ненависти к Бахаулле.

Сйоерд был впечатлён. По-моему, он никогда не думал, что религия может быть знанием, а не верой. Он потом долго ещё повторял: «Хм, вера как знание… Да, я вижу, что для тебя вера — это знание…»

Тем не менее, несмотря на все эти рассуждения и доказательства, я не на шутку задумался — следует ли считать Веру бахаи «религией авторитетов», как выразился недавно один товарищ в ЖЖ, или всё-таки это религия научного подхода?

Я, конечно, придерживаюсь точки зрения о научном подходе. Для меня лично было бы неприемлемо верить во что-то просто потому, что так уж сложилось и исторически повелось. Ведь тогда с тем же успехом я могу верить и в любую другую вещь, надо только будет к этому привыкнуть, и всё. В какого-нибудь невидимого розового единорога, например.

В пользу того, что Вера бахаи — это нечто прямо противоположное «религии авторитетов», говорит и стратегия развития, заданная Всемирным Домом Справедливости. Они твердят нам уже который год, что община бахаи ни в коем случае не должна быть церковью с прихожанами-ухожанами, но стать, скорее, всеобъемлющей организацией гражданских активистов, сфера интересов которых охватывает все области человеческой жизни, от развития внутреннего мистического мира нашей души до воспитания детей, прав человека и глобальной политики. И каждый из этих гражданских активистов, конечно, будет полностью автономной и самостоятельной личностью, а не каким-нибудь там зомби.

Так вот, вернёмся к нашим гигантским человекообразным роботам и вопросу о том, как они связаны с независимым поиском истины. Бахаи постоянно спрашивают: «Порекомендуйте какое-нибудь кино, в котором рассказывалось бы о некоей конкретной добродетели» (дальше идут примеры — «о честности», «о дружбе» и проч.) Так вот, можете сделать себе заметочку: аниме «Гаргантия» рассказывает про самостоятельный поиск истины. Ну и в качестве бонуса, так сказать,— о преодолении ксенофобии и о том, что надо любить всех людей, не важно, какой у них цвет кожи или даже сколько у них щупалец :-)

Если пересказывать идею вкратце (это спойлер, кто не любит узнавать интригу заранее, лучше не читайте дальше), то здесь сравнивается мировоззрение представителя тоталитарного общества и общества… эээ… демократического? Окей, назовём его просто «нормальным». Вот ведь, даже и слова-то нет соответствующего…

В тоталитарном обществе, из которого принесло главного героя, счастье в уставе определяется следующим образом (да-да, в уставе, потому что этот Галактический Союз — милитаристское государство, находящееся в состоянии перманентной войны):
Счастье — это понимание обстоятельств, при которых индивидуум приносит пользу всей группе, причём максимально выгодным и эффективным способом. Таким образом, счастье соизмеримо с уровнем стабильности командования.

Интересно, что с первой частью этого определения бахаи, пожалуй, согласились бы. Но внезапный вывод, сделанный далее, ставит всё с ног на голову. Интересный поворот, да?

Бахаулла описывает Царство Божие на Земле, в том числе, и такими словами: «И обретут люди возможность заниматься тем, что им интересно». Именно этот конфликт и показан в данном аниме — сложившееся на Гаргантии общество просто живёт обычной жизнью, каждый занимается своим делом, которое ему интересно, и все пытаются помогать друг другу и жить в мире с соседями. И это при том, что на Гаргантию постоянно нападают пираты, а в глубинах моря живёт множество чудовищ, которых лучше не раздражать. С чудовищами там связана отдельная история, но это как раз тот самый бонус, «вишенка на тортике» касательно вопроса о борьбе с ксенофобией — второй пункт, по которому это аниме может быть полезно на детских классах и в подростковых группах.
Главный герой вываливается на Землю из космоса в своём боевом роботе. Робот этот разумен — но у него, естественно, есть программа, и он этой программе старается следовать в меру своего понимания. Таким образом, гигантские человеческие роботы в данном аниме — это как люди, больные ФГМ. То есть, у них есть жёсткие жизненные установки, от которых они не могут отойти.

В этом фильме есть крайне интересный теоретический момент для кибернетической науки — модельный случай теста Тьюринга для очень разумной машины. Фактически, здесь показано, что, когда машины станут очень умными, то критерии разумности для них станут такими же, как и для людей. А раз машины становятся людьми, то и тест Тьюринга мы можем перефразировать на этом более высоком уровне так: «Человек — это тот, кто может отыскать правильное решение, согласующееся с Божественными принципами, в любой сложной ситуации». Проваливают же тест Тьюринга те, кто стремится снять с себя бремя размышлений и свободного выбора, выбирает какой-то один из принципов и фанатично ему следует. То есть фанатики — это не люди, а машины, согласно этому определению. Я думаю, такое разделение будет более правильным, чтобы не было дискриминации против реально умных машин.

В какой-то момент главный герой и цветущая Гаргантия сталкиваются с культом, созданным другим квазиразумным роботом. Когда-то этот робот принадлежал непосредственному командиру главного героя, но потом пилот умер (скорее всего, от полученных ран), а робот решил продолжить следовать своему армейскому уставу и построить на Земле такое же тоталитарное общество, которое в этом уставе описывалось. И что самое интересное, главный герой поначалу ведётся на уловки этого робота! Привыкнув с детства подчиняться приказам, он верит голограмме своего начальника, которую рисует талантливый робот. А голограмма призывает его «отбросить сомнения и следовать только вперёд, к великой цели». Однако самостоятельное мышление главного героя к этому моменту уже достаточно разбужено, и когда поступает приказ напасть на Гаргантию, он отказывается выполнить этот приказ. Решимость эта достигает критической величины, когда он видит ритуал умерщвления больных и старых людей, введённый, как он думает, его бывшим командиром. Вступив в схватку с командирским роботом, он обнаруживает, что командир его давно мёртв, а робот возомнил себя богом, призванным нести милитаристские идеалы Галактического Союза «в неграмотные массы», так сказать. И вот главный герой задаётся таким важнейшим вопросом: «Как же я дошёл до жизни такой, что поверил бредням свихнувшегося робота?» Тут-то и происходит ключевой диалог всего фильма, где даются вышеприведённые определения насчёт того, кого можно считать настоящим человеком, и каков смысл жизни людей.

Очень светлый мультик, крайне рекомендую.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lyabchuk
Nov. 2nd, 2013 04:15 pm (UTC)
Гаргантия супер!
vladislove
Nov. 3rd, 2013 10:35 am (UTC)
А Бамбарбия - кергуду! ;-)
chupin
Nov. 7th, 2013 10:09 am (UTC)
Воистину кергуда!
Вай, как ты правильно сказал, дорогой! Воистину, Бамбарбия — кергуду! На том стоим! Жить — хорошо, а хорошо жить — ещё лучше! Оплата по таксе!
( 3 comments — Leave a comment )