?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хорошая заметка. И альтернативы совершенно чётко определены — кто такой есть профессионал настоящий и «профессионал» с принципом «отвяжитесь от меня, вас много, а я один».

Замечу, однако, что тут двух мнений быть не может. Любой человек, считающий себя профессионалом, просто обязан уметь брать на себя ответственность. У нас нынче Эпоха Бахá, то есть «Эпоха Имени Божиего "Слава"», иными словами, всё тайное становится явным. В бытность мою в «Аджиленте», например, с визами нам помогало агентство HRG (Hogg Robinson Group). Они бы такую ошибку, как тут описывается, никогда не пропустили. А если бы пропустили, и я в итоге не получил визу, наше руководство наверняка стало бы искать какое-нибудь другое агентство. А если бы я был начальником дамы, которая такие ошибки пропускает нарочно, потому что формально не несёт за них ответственности, я бы её уволил за служебное несоответствие.

Оригинал взят у sapojnik в Что такое профессионалы
У Максима Каца в блоге прочитал интересную историю:

«…заехал я сегодня в гости к своему знакомому, у того — в собственности контора, которая отправляет детишек учиться за границу.Приехал я, а там только завершился скандал, и все его еще обсуждают по горячим следам.
А скандал такой. Семья внесла предоплату за обучение ребенка в Англии, оправили документы, а в документах - ошибка, год рождения указан 2019. Перепутаны даты действия паспорта и дата рождения. Пока англичане сделали запрос на уточнение данных, пока переписывались и все исправляли, срок был упущен, ребенок в школу не попал, предоплата по условиям договора - пропала. Родители приходили скандалить, но ничего не добились, по договору именно они несут ответственность за правильность предоставленных данных, сами виноваты.
И вот родители уже ушли, а сотрудники все еще горячо обсуждают событие.
— Ну как же можно быть такими невнимательными, — возмущается одна дама-сотрудница, — я еще когда их документы отправляла подумала: «Надо же, какая глупая ошибка у них в документах».
Тут у меня рвется шаблон. Спрашиваю у дамы:
— Зачем же вы документы с ошибкой отправили?
— Ну так это же не моя ошибка, я за нее никакой ответственности не несу, — снисходительно поясняет мне дама.
— Ну вы бы позвонили людям, что у них ошибка в документах, наверное можно было исправить еще успеть.

Тут на меня все смотрят как на идиота и начинают наперебой объяснять, что по договору ответственность за такие ошибки несут родители ребенка, вот пусть они и отвечают, и нечего собак вешать на наших сотрудников. Дама ничуть не виновата, в ее обязанности входит проверить комплектность документов и упаковать их в конверт. А искать ошибки в документах она не обязана.
— Ну если уж ошибка, пусть и случайно, была обнаружена, — недоумеваю я, — зачем же надо было отправлять документы с заведомой ошибкой и со 100% перспективой отказа и потерей денег клиентами? Ведь там же, в документах и телефон есть и e-mail клиента, почему было не предупредить?
— Да потому что наш сотрудник не отвечает за такие ошибки, это родители виноваты — хором объясняют мне. — почему он должен заботиться о чужих ошибках?
Вот так мы и не смогли понять друг друга...»

http://maxkatz.livejournal.com/404936.html

Замечательный пример психологии «маленького человека»! Великая русская литература учила нас видеть в «маленьких людях» однозначный предмет для жалости и сочувствия, однако на деле их психология весьма извилиста, и, в общем-то, нарваться на подставу от «маленького человека» проще простого, и с ним всегда надо держать ухо востро.

Мне же пришла в голову неожиданная аналогия этой истории со спорами… вокруг малайзийского «Боинга». В частности, наш простодушный народ (уподобляясь автору заметки в посте Каца) никак не может понять – как мог экипаж «Бука» перепутать и дать залп не по украинскому транспортнику, которого не было в заданном участке неба, а по малайзийскому лайнеру, который там, к несчастью, как раз был? «Но как же, - недоумевают комментаторы, - оператор мог стрелять по цели, если он видел, что она и летит выше, и скорость у нее больше, чем должна была бы быть?»

А вот так. Психология девушки, «хорошо владеющей языком», которым она заклеивает конверты в конторе, и бравого оператора-наводчика суперсовременной системы вооружения тут, скорее всего, не отличаются.

В случае с «экипажем Бука» критически настроенные комментаторы вопиют: «Как они могли ошибиться?! Они же профессионалы!» Ну так и девушка на конвертах тоже в своем роде профессионал. В российской публике бытует довольно странное, расширительное понимание «профессионализма»; хотя в реальности наш «профессионал» - это всего лишь тот, кто умеет правильно заклеить конверт/совместить точку наведения с целью и нажать на кнопку. ВСЁ.

В посте Каца как раз и описаны Профессионалы, какие они есть на самом деле: это люди, которые просто очень четко и хорошо знают, где кончается их ответственность. «Претензии к пуговицам есть? – Претензий к пуговицам нет!» Ну и конец. А за все остальное отвечают… правильно, РОДИТЕЛИ.

Экипаж Бука вывели в расчетную точку, показали участок неба, сказали, в какое время там появится самолет, который надо будет сбить. Он это и сделал. «Ну как же можно быть такими невнимательными!» - возмущается публика. «Ну так это же не моя ошибка, я за нее никакой ответственности не несу» - резонно отвечает, точнее, ответил бы, если бы его нашли и спросили, оператор того Бука. И формально он прав!

Мы все знаем эти объяснения, которые начинаются фразой «я человек маленький…» Обычно они этой же фразой и заканчиваются – подразумевается, что она сама по себе является исчерпывающим объяснением.

И напрасно бить такому «маленькому человеку» на жалость – как в тексте: «Ну если уж ошибка, пусть и случайно, была обнаружена, — недоумеваю я, — зачем же надо было отправлять…» ракету? Ответ будет дан жесткий, с полным сознанием своей правоты. Психологически это вполне объяснимо: тот, кто заявляет о себе «я человек маленький», как правило, переполнен жалостью к себе – и в таких случаях для жалости к кому-то еще обычно не остается места.

А возможно и другое, рациональное объяснение. Допустим, девушка из фирмы на свой страх и риск изъяла бы уже готовые документы из пачки и начала бы разборки – кто их печатал, откуда ошибки, давайте исправлять и т.д. «Исправление» вполне могло бы затянуться, и в итоге родители бы все равно банально не успели их отправить вовремя; только кто в таком случае был бы виноват? Да сама же фирма, которая «проявила самодеятельность», а «в Англии не дураки-бюрократы, они бы приняли всё и так». Кто мог бы это опровергнуть?

То есть, вполне возможно, девушка, проявив «бездушие», просто спасла фирму (и себя!) от неприятностей.

То же самое можно сказать и об экипаже Бука. Кто знает, что бы было, если бы он взял да по собственной инициативе отказался стрелять? Не обвинили бы их в нарушении боевого приказа?! А что положено за невыполнение боевого приказа в боевой обстановке, кто знает?

В бюрократической системе только «маленькие люди» и выживают. Они, собственно, и называются «профессионалы». Запомните это, дети, и больше не витайте в облаках.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
radjana
May. 16th, 2015 12:05 am (UTC)
это не непрофессионализм, а просто расчеловечивание, потому что такая реакция могла быть у робота, и то не самого продвинутого, а не у живого человека. имхо, прекрасно иллюстрирует эволюцию человеческого материала с потерянной эмпатией.

Edited at 2015-05-16 12:06 am (UTC)
chupin
May. 16th, 2015 11:37 am (UTC)
Потерянная эмпатия
Да, это ты меня с хорошим человеком в ЖЖ познакомила :-) Он прям всё правильно пишет, этот Алексей Рощин, ака sapojnik...
( 2 comments — Leave a comment )