chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Categories:

Смысл жизни

Думал-думал я, и внезапно сложилась у меня простая формулировка смысла жизни, а также определение того, что есть добро и зло.

Сформулирую в двух терминологических системах — по бахаи и по Кастанеде.

Сначала общие положения, которые не требуют специфической терминологии. Бог хочет, чтобы живых существ было больше. Зачем ему это надо? Сие непостижимо для нас, конечно же. Но почувствовать правильность такой Божией политики способен любой — понятно, что когда больше жизни, то это куда веселее, чем когда запустение и всеобщий упадок. Именно из этой цели и вытекают все заповеди, если разобраться.

С точки зрения бахаи, Бог желает процветания всем живым существам. Все заповеди направлены на то, чтобы люди и прочие ощущающие создания плодились и размножались. А размножение активизируется, когда есть счастье и стабильность. Отсюда запрет на революции и вообще на убийства, призывы быть добрыми с животными и «много более того — с собратьями своими, наделёнными даром речи». Ну и миллион других наставлений, направленных на мир, дружбу и гармонию.

Девятый Ишраг

Цель религии, явленная с небес святой Божией Воли,— установить единство и согласие среди народов мира; не делайте её поводом для разногласий и ссор. Религия Бога и Его священный закон суть наимогущественнейшая сила и надёжнейшее средство, способное возжечь свет единства среди людей. Среди законов и заповедей Божиих — прогресс мира, развитие наций, спокойствие для народов и мир для всех обитателей земли. Религия даёт человеку самый ценный из всех даров, подносит ему чашу процветания, дарует вечную жизнь и изливает на человечество нетленные милости. Главам и правителям мира, а в особенности Доверенным Божиего Дома Справедливости, надлежит приложить все силы, дабы укрепить её положение, содействовать её развитию и возвышать её в глазах всего мира. Им также следует интересоваться условиями жизни своих подданных и знакомиться с состоянием дел и с деятельностью разных слоёв общества в их владениях. Мы призываем олицетворения власти Бога — монархов и правителей земли — решительно воспрять и сделать всё, что в их силах, дабы они могли прекратить раздоры в сём мире и озарить его светом согласия.

Каждому надлежит твёрдо придерживаться того, что истекло с Нашего Наивозвышенного Пера, и соблюдать сие. Бог, Истинный, Мне свидетель, и каждая частица бытия подтверждает, что средства, ведущие к возвышению, продвижению, образованию, защите и возрождению народов земли, были чётко изложены Нами и явлены в Святых Книгах и Скрижалях Пером Славы.


Бахаулла не углубляется в вопрос о том, почему именно Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Он просто постулирует это. Кто-то может посмеяться — мол, понятно ведь, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, чего тут рассуждать! Однако вспомните, сколь велико число философов, продвигающих самые странные идеи о необходимости страданий, причём намеренных. Страдания ведь очищают душу, это всякий знает. Один из моих любимых писателей — Сергей Тармашев — например, проповедует облагораживающую и очищающую роль войны. Мол, если не будет войны, то люди разжиреют и деградируют. Вы можете удивиться, за что же такого писателя любить? Ну, я же книжки его читаю, а не в президенты его выбираю, а героический пафос преодоления трудностей я в книжках очень люблю. В принципе, Бахаулла тоже твердит нам постоянно, что «Бедствия Мои — Моё провидение: по видимости они — огнь и возмездие, но сокрыты в них свет и милосердие». Но Бахаулла нигде не говорит, что мы должны кому-то нарочно создавать трудности, упаси Бог. Видимо, тут дело в том, что искусственные трудности не столь полезны, как устроенные Богом. Это же должно быть очень прецизионное вмешательство, чтобы огнь и возмездие вдруг превратились в свет и милость.

Некоторое понимание того, зачем Богу нужны счастливые люди, даёт обращение к книгам Карлоса Кастанеды. Там у него сформулировано несколько шутливо, но дон Хуан, его учитель, сказал, что так сделано специально, чтобы не нагнетать атмосферу в вопросах, которые и так непросты. В общем, у него Бог называется Орлом, и в его описании мира Орёл несёт яйца — то есть, творит живых существ. И делает это в огромных количествах. Потом все эти сотворённым Им существа проживают как-то свою жизнь, обогащают своё сознание, и Орёл их съедает. Такой вот круговорот сознания в мире. Дон Хуан отмечает, что «Орёл склонен к обжорству» — то есть, Ему хочется, чтобы живых существ было больше и они жили дольше.

Теоретически получается, что можно было бы жить несчастливо, и тогда накал страстей в нашей жизни был бы выше, и объём осознанного нами, то есть багаж нашего жизненного опыта, рос бы быстрее. Но обычно несчастье приводит к уменьшению продолжительности жизни и к снижению численности популяции, так что Орлу интереснее счастливое и технологически развитое человечество. Посмотрите — на протяжении всех веков и тысячелетий до Бахауллы рождаемость было огромной, одна женщина могла запросто родить за свою жизнь 15-20 детей. Но половина умирала во младенчестве, а оставшиеся так отчаянно боролись за элементарное пропитание и выживание, что на момент прихода Бахауллы всё население планеты едва перевалило за миллиард. Зато уж после Его прихода стало расти бурными темпами, и к 200-летию со дня Его рождения достигнет, наверное, 7,5 млрд.

В общем, в свете всего вышеизложенного становится понятно, почему Бог заинтересован в счастливом и здоровом человечестве. Больше еды! :-)

И кстати, из этого с необходимостью вытекает, что вечная жизнь невозможна,— потому что, во-первых, сознание не может пухнуть бесконечно, голова же не резиновая, а во-вторых, Орёл будет смотреть на подобные экзерсисы неодобрительно. Тому даже один пример есть у Кастанеды — был там один маг древности, который прожил десять тысяч лет и дожил до времён Кастанеды. Откуда-то он там качал энергию, в последние столетия маги линии дона Хуана даже добровольно с ним этой энергией делились. Только оказалось, что он не может по-человечески умереть. Ему хотелось уйти к абсолютной свободе, как любому нормальному магу, но ему на это не хватало энергии. То есть, как я понял, он мог просто сдохнуть, скажем, от недостатка энергии, но Кастанеда его пожалел и сказал, чтобы он брал у него столько энергии, сколько надо. В общем, Карлосу несладко пришлось, но ничего, всё прошло хорошо, и этот древний маг смог таки уйти.

Желание вечной жизни, кстати, это просто тупое стремление накопить больше опыта. Так уж мы Богом запрограммированы — нам надо познавать мир. Набивать свои мозги ощущениями. Каждый из нас — когнитивный хомяк, который тащит в свою нору любые чувства и знания, до которых может дотянуться. Теоретически можно представить, что Бог был бы рад увеличению срока нашей жизни, но только чтобы мы превращались не в старых маразматиков, а в бодрых и мудрых старцев и бабушек, чьё сознание по-прежнему остро и хватко даже в двухсотлетнем возрасте. Так что великие времена ждут нас впереди :-) Войны закончатся, конфликты превратятся, мы более решительно выйдем в космос и заселим ближайшие небесные тела, и станет нас к приходу следующего Богоявления уже не десять миллиардов, а сто или двести :-)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments