chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Categories:

Откажитесь от религии, если она противоречит науке

Возник тут вопрос в одной дискуссии, есть ли примеры того, как бахаи отказывались от каких-то своих религиозных представлений, потому что они противоречили науке и разуму. Эти примеры, наверное, очень трудно отыскать на масштабах мировой общины, потому что Всемирный Дом Справедливости очень быстро всякую дурь отслеживает, и если некий предрассудок вдруг начинает укореняться, они пишут грозное письмо, где строго всем бахаи говорят, чтобы они прекратили ошизевать и пришли в себя.

Есть один пример, впрочем, из моего личного опыта. Не знаю, насколько он характерен, но формально вполне попадает в описание этого принципа — чтобы человек отказался от некоего ошибочного убеждения, которое он, как ему казалось, почерпнул из Писаний.

Был такой знаменитый бахаи в Баку, Исмулла Касимов. Дожил почти до 100 лет, кстати. Я с ним неоднократно виделся, когда приезжал в Баку, и мы очень хорошо общались. Несмотря на преклонные года, он обладал живым и ярким умом, и с ним действительно было приятно общаться. Конечно, как все старики, он любил повспоминать о своих молодых годах, но при этом — очень большая редкость! — он слышал и то, что ты ему говоришь. У людей за 70 это большая редкость, а уж когда человеку за 90, то и вообще это уникальное качество.

В общем, он ещё в конце 1980-х написал небольшую книжку, «Эфир Бога», где выдвигал идею о том, что концепция эфира будет возрождена со временем, потому что Абдул-Баха говорил про эфир. Исмулла-муаллим не был физиком, он был специалистом по геологии нефти, и поэтому, как мне кажется, всё-таки не понимал ни квантовой механики, ни теории относительности. Это же вообще очень сложные теории, они крайне контрынтуитивны.

Ну и вот. Выступал Исмулла-муаллим с этими идеями эфира и книжки писал, и даже послал экземпляр одной такой книги во Всемирный Центр, как положено. Всемирный Дом Справедливости попросил вашего покорного слугу дать на неё научное заключение — что, на мой взгляд, вообще чудо из чудес, потому что откуда они знали, что я так увлечён квантовой механикой и теорией относительности? Профессия-то у меня тоже не очень предрасполагает — я ведь тоже в нефтегазе подвизаюсь, к фундаментальной науке никогда отношения не имел. Ну, в общем, как бы то ни было, они, наверное, получили откровение свыше, что надо именно меня попросить дать заключение на книгу Исмуллы-муаллима, и я полез изучать этот вопрос.

Оказалось, что действительно, Абдул-Баха очень много говорил про эфир. Поначалу я подумал, что, может быть, Он просто так об этом говорил,— ну, чтобы просто прокомментировать текущие научные воззрения Своих слушателей. Шоги Эффенди же ясно сказал, что он, как Хранитель, не может считаться авторитетом ни в чём, кроме как в толковании Писаний. Может, подумал я, и Абдул-Баха тоже не может считаться авторитетом в разных побочных вопросах, типа теории относительности?

Этот вопрос я задал Всемирному Дому Справедливости. «Насколько следует принимать близко к сердцу заявления Абдул-Баха в научных областях?» То есть, я сразу пошёл по тому пути, который Сам Абдул-Баха и предписывал — я готов был отказаться от веры в слова Абдул-Баха, чтобы моё мировоззрение согласовывалось с данными науки.

На что Всемирный Дом Справедливости ответил мне коротким письмом, суть которого сводилась к тому, чтобы я не рубил сплеча в этом вопросе, а изучил прилагаемую ксерокопию нескольких страниц из книги Гари Мэтьюса. Ну, я и изучил. А потом заказал на «Амазоне» эту книгу, прочёл её целиком, а потом даже перевёл её на русский, чтобы она лучше отложилась в голове. И оказалось, что Абдул-Баха не поддерживал идею того эфира, который представляли себе физики в то время, а даже прямо совсем наоборот!

В общем, при одной из встреч с Исмуллой-муаллимом я ему это всё рассказал, и даже зачитал ряд выдержек из книги Гари Мэтьюса. Книга была на тот момент ещё не переведена, пришлось переводить с листа, но получилось, вроде, достаточно понятно, и Исмулла-муаллим был глубоко впечатлён тем, каким образом вся эта картина предстала вдруг в совершенно ином свете. И он немедленно отказался от своих прошлых взглядов. Согласитесь, в почти что сто лет это великий подвиг для любого человека — после часа разговоров вдруг полностью отвергнуть то, что проповедовал на протяжении последних чуть ли не тридцати лет своей жизни.

Такая вот история. Так что да, нормальные бахаи всегда, мне кажется, следуют этому принципу — при возникновении конфликта между словами Писаний и воззрениями науки они отдают приоритет науке. Хотя потом раскапывают суть происходящего и оказывается, что Писания совсем науке не противоречили...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments