chupin

Ностальгия по советским временам

Меня искренне поражает, когда люди на полном серьёзе начинают хвалить советский строй. Конечно, копий по этому поводу сломано уже немало, но дискуссия продолжается, и друзья мои продолжают об этом думать. Вообще-то нижеследующий комментарий был дан в ответ на вот эту дискуссию в «Фейсбуке», но я решил его тут сохранить, на память, так сказать, и чтобы потом можно было процитировать. А то в «Фейсбуке» ничего потом не найдёшь. Статья, на которую там ссылается Джамиля, вот тут.

++++++++++++++++++++++++++

Понятно, что не у всех были такие уж плохие школы. Мне повезло, например, я учился в школе № 2 г. Прокопьевска, в одном классе с сыном первого секретаря горкома и сыном директора ЖБИ (это большие люди были). У нас школа была образцово-показательная, учителей реально отбирали лучших. Физику и химию вообще вели совершенно гениальные люди, потому я и пошёл по этой стезе. А вот школа № 1 была жуть что такое, там даже одного ученика как-то убили в поножовщине. У нас тоже уже в 8 классе было несколько законченных алкоголиков, кстати, но ко мне они особо не приставали — я на уроках физкультуры всегда третьим по росту стоял :-)

Но при этом в самой школе, несмотря на её элитарность, творился жуткий ад. Я встречаю периодически у разных людей реплики типа: «Дети — это стая зверей». Вот это про нас было. И учителя вообще в это не лезли во всё, считалось, что дети не должны обращаться к взрослым за помощью никогда. Автор процитированной статьи об этом тоже пишет. Всё-таки как ни крути, а тоталитарная система была тоталитарной сверху донизу — садик, школа, армия с её дедовщиной... Остальное я уже не застал. Хотя армию я тоже не застал, для меня даже вопроса не было, идти в неё или нет. Все понимали тогда, что идти в армию — это как в ад спуститься. Я сознательно назвался сумасшедшим и вполне готов был самоубиться, но в армию не ходить. Друг мой пошёл туда, он с девушкой расстался и очень страдал по этому поводу. Универ бросил и сознательно в армию пошёл, это практически разновидность самоубийства получилась. Служил охранником на зоне, вернулся с отбитыми почками, долго лечился потом. Я в нему в Рубцовск приезжал, он мне показывал осколок черепной кости, который у них на столе лежал в качестве типа сувенира — один мальчишка пустил себе очередь из автомата в рот, они потом один из осколков его головы подобрали и сохранили на память о нём. Не тёплую память, а скорее весьма грустную и отчасти циничную, они мне все так и говорили, что он слабак, конечно, оказался, но в принципе им всем оставался один шаг до такого же поступка там. Такую солидарность они с ним чувствовали, как бы, но при этом высмеивали его, что вот, не мужик оказался, не сдюжил.

Насчёт недокорма тут тоже особенно нечего обсуждать. Советская экономика брежневского периода была чудовищно неэффективной. В магазинах ничего не было, как только что-то «выбрасывали», выстраивались очереди по 100 человек. Детей брали с собой, потому что масла выдавали, скажем, по килограмму в руки, дети тоже считались. Ты этого не помнишь, что ли? К нам в Прокопьевск из соседнего Новокузнецка приезжали люди за колбасой, помню мужика одного, который в коляску своего «Урала» засунул штук пять огромных палок варёной колбасы. Такие палки были, по метру длиной, наверное, и они торчали оттуда вертикально. Одно из ярких воспоминаний раннего детства :-)

Я помню, что когда приехал в Москву в 1996-м на постоянное жительство, сразу отметил румяных и откормленных подростков и молодых людей. Прям было видно, что они куда лучше питаются, чем люди даже в Новосибирске, не говоря уж про мой родной Прокопьевск. Я помню, что думал тогда: во-первых, в Москве люди побогаче, во-вторых, советский дефицит закончился и в магазинах есть всё, что хочешь, вот дети и питаются теперь нормально. Продвинутые перестроечные времена, изобилие ларьков с продуктами питания, одеждой, да чем угодно. 

Да в Москве даже майонез был в советское время свободно, прикинь. Я помню, как меня это поразило в 1986-м году, когда я в гости в папиным знакомым приезжал. Для меня майонез «Провансаль» был продуктом из разряда редкостей невероятных, как сейчас омары, например. А тут захожу в магазин, а там стоят эти маленькие баночки! Я сразу их накупил, ещё морковкой затарился, и делал своё любимое блюдо — тёртая морковка с майонезом! Фантастическое наслаждение.

Хотя самая моя большая обида на советскую систему связана с музыкой. Материальные вещи, типа отсутствия еды, я по молодости как-то не замечал, а то, что отсутствие родителей дома меня как-то травмирует, вообще не осознавал, конечно. Ну нет еды и нет, никогда её не было, так устроена жизнь. Ну, я один дома, мне даже это нравилось. А то, что отпускают шариться с друзьями по помойкам, так это вообще супер  .. Но вот для подростка 14 лет не иметь возможности нормально послушать «Металлику» — это да, это было очень обидно. Притом что я, конечно, до мозга костей был советским ребёнком, родители никогда при мне советский строй не критиковали. И Ленина я считал идеалом человека, да. Хотя, как потом выяснилось, папа у меня был уже тогда очень скептически настроен к советскому режиму. Но он мне в этом признался только много лет спустя, уже в середине 2000-х где-то. Но он никогда со мной антисоветских разговоров не вёл, это немыслимо было тогда.

Так что если объективно оценивать советское время, оно действительно было ужасным. И главное, конечно, было ещё Шоги Эффенди сформулировано — «безбожная система», «один из трёх ложных богов» и всё такое. Даже не понимаю, что тут обсуждать.

Ну и если уж совсем о фундаментальных вещах говорить, то самое главное было — отсутствие смысла жизни и полная невозможность его отыскать. Когда я поступил в универ в 1987, внезапно я стал думать о таких вещах,— наверное, время настало по внутренним часам моей души. Но материалистическая философия утверждала, что никакой души нет. Стало быть, логический вывод ко мне пришёл — жизнь не имеет смысла, раз она заканчивается со смертью. И я сознательно принял решение не длить столь унизительное и бессмысленное существование. Если жизнь не имеет смысла, значит, надо самоубиться — вполне логичный вывод. Кстати, потом, несколько лет спустя, когда начали какую-то литературу публиковать, я узнал, что Жан-Поль Сартр такого же мнения придерживался и проповедовал самоубийство. И никакого не было выхода из этого. В материалистическом мировоззрении невозможно придумать никакого оправдания для того, чтобы продолжать жить. Я об этом писал, кстати, вот тут: http://chupin.ru/library/Kastaneda_and_the_Bahai_Faith.htm 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened