chupin (chupin) wrote,
chupin
chupin

Второе письмо Бёрду Киви

Вот второе письмо Бёрду Киви:

Уважаемый Киви Бёрд! (Или «уважаемая» -- всё-таки «птица киви»? :-)

Во-первых, огромное спасибо Вам за ответ. Поверьте, письмо то было написано от всего сердца, и я действительно верил в то, что писал. И действительно я думаю об этой проблеме иногда, так что мнения такого выдающегося человека, как Вы, для меня очень ценно. Обещаю, что все озарения, почерпнутые из Ваших ответов, не пропадут втуне.

Позвольте немного объяснить, так сказать, background моей озабоченности. Дело в том, что я принадлежу к религиозной общине (вера бахаи), и в нашем (пост)советском государстве это автоматически означает пристальное внимание со стороны ФСБ, и хотя я лично ни разу не имел «счастья» быть приглашённым в «застенки», но многие мои знакомые имели, и подробно об этом рассказывали. Размышления над их рассказами, собственно, и привели меня к высказанным мною мнениям.

Ещё раз сформулирую основную мысль: мне кажется, что надо бороться не столько со слежкой, сколько непосредственно с угнетением со стороны государства. Государство есть (в идеале) добровольно созданная жителями некоей страны общественная надстройка, которая следит за порядком (что бы это ни означало).

Таким образом, гражданин некоего государства должен неизбежно признавать, что его свобода будет несколько ограничена ради всеобщего блага.

Тут, конечно, начинается самое интересное: насколько именно эта свобода должна быть ограничена и какими методами? Позвольте провести некоторую параллель между моей родной общиной и нашим родным государством (или государством вообще, если на то пошло):

Например, наша религиозная община имеет управляющие органы, которые иногда обсуждают личные дела членов общины (в том числе некоторые проступки, противоречащие моральным нормам). Естественно, что протоколы эти считаются конфиденциальными и информация из них не подлежит разглашению. Хочу подчеркнуть, что управляющие органы общины бахаи не занимаются слежкой за членами общины, а занимаются только «вопиющими» случаями -- например, если бахаи в пьяном виде шатается по городу и кричит при этом, что он бахаи, или если кто-то прелюбодействует и это становится причиной пересудов среди соседей, родственников и т.д. Я считаю, что государство поступило бы совсем неплохо, если бы действовало именно так -- уважало приватность своих граждан, но и не попустительствовало вопиющим нарушениям.

Если человек не хочет соблюдать религиозные моральные нормы, он всегда может выйти из общины, но если уж он назвался бахаи, то должен стремиться соответствовать этому имени. Точно так же и в государстве: если человек является гражданином некоей страны, он должен чтить её Уголовный кодекс, Кодекс административных правонарушений и т.д. и т.п. Это добровольный отказ от части свободы в пользу стабильности общества. Он может добровольно «выйти из государства», если считает, что его угнетают,-- хотя такой «выход» и будет, безуслоно, крайней мерой. Я, например, считаю, что всегда лучше постараться изменить мир к лучшему (если нужно, то и ценой личных жертв), чем прогибаться под несправедливое мироустройство и бежать оттуда, где ты оказался волей обстоятельств (для человека верующего -- волей Бога).

У бахаи есть принцип: необходимо во всём подчиняться законам государства. Когда бахаи казнили десятками тысяч в Иране в XIX веке, разгоняли общины в России в 1938 году, опять казнили бахаи в Иране в 1979 году -- бахаи смиренно этому подчинялись и никогда не пытались противодействовать злу насилием. Наблюдая ситуацию в России сейчас -- а тем более ситуацию в США, Англии и других развитых странах, где Декларация прав человека явно соблюдается более полно -- я вполне понимаю народные массы, благосклонно реагирующие на повсеместные видеокамеры, жучки и т.д. Бандиты множатся, и никому не хочется стать жертвой очередного теракта. Точно так же, когда в начале 1990-х почти в каждой общине бахаи был какой-нибудь шпион КГБ, бахаи относились к этому с пониманием -- государство обеспокоено деятельностью незнакомых им групп, оно несёт ответственность за безопасность граждан, поэтому нельзя препятствовать деятельности шпионов -- наоборот, следует всячески им содействовать, чтобы они как можно скорее поняли, что мы не представляем для государства никакой угрозы. Один мой знакомый бахаи со смехом рассказывал, как его пытались (тайно от других бахаи, естественно!) завербовать в КГБ, а он вместо этого предложил просто официально дублировать для них всю внутреннюю общинную информацию. «Мы были настолько открыты,-- завершил он свой рассказ,-- что они быстро потеряли к нам всякий интерес». Теперь уже бахаи не приглашают беседовать на Лубянку, и я считаю, что это результат именно нашей полной и абсолютной открытости. Разве не лучше будет, если все граждане станут поддерживать своё государство, а не вставлять ему палки в колёса? Пусть даже государство работает неидеально, пусть случаются злоупотребления -- но если мы, законопослушные граждане, будем противодействовать властям, мы только усложним для них продвижение к совершенству! Пусть они не мучаются с жучками -- давайте сами о себе всё расскажем -- что скрывать честному человеку? У государства сейчас паранойя, оно пугается любой тени и не знает, как удержать рассыпающийся порядок. Его способность контролировать ситуацию катастрофически снижается, начиная от неспособности платить людям достойные пенсии и заканчивая неспособностью выловить злодеев на своей территории. Оно сейчас подобно тяжело больному человеку -- так давайте будем честными клетками, а не злыми микробами!

Ваше замечание о том, что государство «всеми силами сопротивляется тому, чтобы граждане
собирали, анализировали и публиковали информацию о неприглядной (часто
противоправной) деятельности государства», наверное, справедливо (Вам виднее, вы журналист и знаете о ситуации из первых рук), но ведь это сопротивление, вроде бы, не очень сильно? Ваши заметки свободно публикуются в крупнейших журналах -- разве это не признак того, что шила в мешке не утаишь, и спецслубы с этим волей-неволей смиряются? Или сбор такой информации действительно сопряжён с какими-то трудностями? Извините, если недооцениваю степень давления на журналистов -- я этой внутренней кухни, конечно, не знаю. Но ведь в любом случае есть Интернет -- там-то уж точно барьеры поставить практически невозможно (о чём не раз с торжеством писала «КТ»). С другой стороны, многие люди высказывают вполне обоснованное, на мой взгляд, мнение о том, что журналисты зачастую ведут себя неэтично, пытаются опубликовать информацию, не считаясь ни с чем, предпочитая не думать о том, какой эффект будет иметь то или иное их сообщение. Здесь, конечно, нужен мудрый баланс, золотая середина -- и я выбрал «КТ» именно потому, что в ней этот баланс соблюдается очень точно. Это вообще единственное периодическое издание, которое я читаю, так что отнеситесь с пониманием к моим рассуждениям -- в конце концов, это единственное «окно в мир» для меня (не по идеологическим соображениям, а просто из-за нехватки времени).

И поверьте, я искренне благодарен всему коллективу «КТ» и Вам лично за то, что вы глубоко копаете и точно подмечаете. Прошу простить меня за двусмысленную фразу насчёт «либеральных журналистов» -- однако позвольте также и заметить, что Вы мне очень напомнили одного моего знакомого -- старого диссидента. Очень милый человек, но тоже обеспокоен тем, как бы государство не превратилось во что-нибудь оруэлловское. Я искренне Вами восхищаюсь, но в полной мере такой обеспокоенности разделить не могу. Может быть, это по причине моей религиозной Веры в то, что всё идёт по Божиему плану? :-)

Засим остаюсь Ваш покорный слуга,
Владимир.

P.S. Между прочим, вера бахаи провозглашает равенство мужчин и женщин, так что моё замечание насчёт женщин, работающих в ФСБ на крошечной зарплате, скорее следует понимать как возмущение тем, что спецслужбы эксплуатируют женский труд за неадекватную плату. Полностью принимаю Ваш упрёк за то, что распространяю непроверенные слухи, но факт остаётся фактом: «несмотря на то, что женщины составляют половину населения мира и выполняют почти две трети всей работы на планете, они получают всего одну десятую мировых доходов и владеют менее чем одной сотой мировой собственности» (цит. по "Overcoming Violence Against Women and Girls: The International Campaign to Eradicate a Worldwide Problem" by Michael L. Penn and Rahel Nardos.)



--
С уважением,
Владимир.

Сотовый со всеми бесплатными входящими (то есть вы можете звонить мне с городских московских телефонов): +7 903 185-8241
ICQ: 207-108-341
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments